Бытие 28 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;
2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,
4 и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!
5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошёл в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.
6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и, благословляя, послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «не бери жены из дочерей Ханаанских»;
7 и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошёл в Месопотамию.
8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
9 и пошёл Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жён своих.
10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран,
11 и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарёк имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Новой Женевской Библии

28:1, 2 не бери себе жены... возьми себе жену. Оба этих повеления и запрет, и побуждение соответствуют аналогичным повелениям Авраама (24:2−4 и ком.).

28:2 в Месопотамию. См. 22:23; 25:20 и ком.

28:3 Бог же Всемогущий. См. ком. к 17:1. Это благословение является новым выражением завета с Авраамом (17:1−8).

множество народов. В 35:11 такое же выражение означает множество народов, произошедших от патриарха (17:6 и ком.).

28:4 наследовать землю. Это древнееврейское выражение напрямую связано со словом «изгнать», т.е. лишить права владения. Таким образом, здесь затрагивается тема священной войны с хананеями (15:16).

28:5 отпустил Исаак Иакова. После того как Авраам и Исаак получили благословение, они послушались Бога (12:1−4; 26:2−6). Однако, благословив Иакова, Исаак отсылает его прочь из обетованной земли.

28:6 Исав увидел. Исавом движет чувство соперничества, а не послушание Богу.

28:8 не угодны ... отцу его. Своим путешествием Исав старается подражать Иакову, однако Измаил, к которому пришел Исав, был отвергнутым сыном Авраама по плоти.

28:9 сверх других жен своих. См. 31:50 и ком.

28:10−22 Господь являлся Иакову и давал ему обетования в критические моменты его жизни: во время его бегства из обетованной земли (28:10−22), перед встречей с Исавом, когда он возвращался обратно (32:1−2, 22−32), а также перед лицом угрозы, исходившей от сыновей Лавана (31:1−3) и хананеев (35:1−15). Данное откровение предваряет события, изложенные в гл. 29 31, а откровение, записанное в 32:1−2 (ком.), служит завершением этих событий.

28:11 пришел. В 32:1 это же слово переводится как «встретил»; оно связывает между собой эти два события.

на одно место. Здесь в еврейском тексте использован определенный артикль следовательно, речь идет о хорошо известном месте. Таким местом, которое ассоциируется с молитвой и служением Богу, может быть только гора Мориа.

положил... изголовьем. Это же древнееврейское выражение переводится как «у изголовья его» в 1Цар 26:7; возможно, этот камень послужил своеобразным прикрытием для его головы. Так обыкновенный камень был превращен в святилище.

28:12 Общий смысл сна Иакова очевиден: между духовным и материальным миром, образами которых являются небо и земля, существует неразрывная связь.

лестница. Символический образ этой связи.

Ангелы Божии. Это древнееврейское выражение встречается еще раз в 32:1. Ангелы выступают в роли стражей (3:24), вестников (18:2) и защитников (гл. 19). См. статью «Ангелы».

восходят и нисходят. Их действия свидетельствуют о том, что эта земля, заменив собой Эдемский сад, стала именно тем местом, которое связало небо и землю. Вефиль, врата Божии, указывают на Иисуса Христа (Ин 1:47−51), Который дает «доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2:18), является единственным «посредником между Богом и человеками» (1Тим 2:5) и посылает Своих ангелов «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14).

28:13 стоит на ней. Другой возможный вариант перевода: «стоит над ним». Этот же предлог используется при описании повторного явления Бога Иакову в Вефиле: «И восшел от него с места, на котором говорил ему» (35:13). Бог стоял не на лестнице, а над спящим Иаковом. Отметим также ответ Иакова: «Истинно Господь присутствует на месте сем». Нафанаил увидит, как ангелы восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин 1:50−51).

Я Господь, Бог Авраама, отца твоего. См. 27:20 и ком. Здесь говорится о связи Иакова с Авраамом, чтобы подчеркнуть, что благословения, данные Аврааму, перешли к Иакову.

Я дам тебе. Господь подтверждает Свои обетования каждому потомку Авраама.

потомству. Используемое здесь древнееврейское слово переводится и как «семя» (ст. 14; 12:3, 7; 13:15 и ком.).

на которой ты лежишь. Бог связывает Свое обетование с конкретной ситуацией, в которой находится Иаков.

28:14 распространишься. Еще одно дополнение к сказанному в 13:16. Древнееврейское слово, употребленное здесь, означает «распространяться, как огонь», «распространяться с разрушительной силой» и подразумевает священную войну.

благословятся в тебе. См. 12:3; 18:18; 22:18; 27:27.

28:15 Я с тобою. См. 26:3 и ком.; Исх 3:12; Пс 22; 45; Евр 13:5. Три обетования в этом стихе относятся к жизни самого Иакова.

Я не оставлю тебя. Языческие божества, как правило, были связаны с теми или иными землями. Бог же пребудет с Иаковом и вне пределов обетованной земли.

доколе не исполню. Сказанное здесь не означает, что обетование изменится после своего исполнения. Имеется в виду только то, что данное обетование будет исполнено.

28:16 Господь присутствует на месте сем. См. ком. к ст. 13.

28:17 убоялся. Точнее: «ощутил трепет».

28:18 памятником. Этот камень одновременно является и свидетелем (31:45−59), и памятником, привлекающим внимание к этому месту и свидетельствующим о его значимости.

возлил елей. Таким образом он посвятил этот камень Богу (Исх 30:25−29).

28:19 нарек имя месту тому. Та же фраза встречается и в 32:2, связывая оба момента.

28:20−22 Это самый длинный обет в ВЗ.

28:22 я дам Тебе десятую часть. См. 14:20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.