Бытие 49 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошёл на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошёл.
5 Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своём убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока.
13 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
14 Иссахар осёл крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит её по пятам.
20 Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
21 Неффалим — серна стройная, он говорит прекрасные изречения.
22 Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы,
24 но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё.
29 И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина,
30 в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;
31 там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;
32 это поле и пещера, которая на нём, куплена у сынов Хеттеевых.
33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Новой Женевской Библии

49:1−28 Патриарх, благословляя сыновей, по вдохновению пророчествует о судьбе двенадцати колен, восхваляя или порицая их основателей, истолковывая их имена или же уподобляя их различным животным. Имя и поступки каждого из двенадцати сыновей предвещают судьбу его колена (Мих 1:10−16). Первыми получают благословение шесть сыновей Лии (ст. 3−15), затем четыре сына, рожденные служанками (ст. 16−21), и, наконец, два сына Рахили (ст. 22−27). Эти благословения одновременно и объединяют двенадцать колен, и проводят различия между ними (ст. 28).

49:1 в грядущие дни. См. Чис 24:14; Втор 31:28−29; Ис 2:2; Мих 4:1. Пророчества Иакова охватывают всю историю Израиля, начиная с завоевания и распределения обетованной земли и заканчивая приходом Иисуса Христа.

49:3−7 Пророчества о трех сыновьях Лии Рувиме, Симеоне и Левин говорят о возмездии за совершенные ими преступления. Грехи отцов припоминаются их детям (Исх 20:5).

49:3 Рувим, первенец мой! Первородство Рувима давало ему большой потенциал, который он так и не раскрыл, поскольку не отличался решительностью и сильным характером. Он хочет спасти Иосифа и предотвращает убийство, но Иосифа продают в рабство, пока Рувим обдумывает свои дальнейшие действия.

49:4 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу (1Пар 5:1), священство — Левию (Чис 3:41), а царская власть — Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа.

49:5 Симеон и Левий. См. 29:33−34; 34:25.

мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания».

49:7 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена.

разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав 19:1). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля.

49:8 Иуда. См. 29:35 и ком.

поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25:23; 27:29), а братья — Иосифу (43:26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду — потомку Иуды (2Цар 5:1−3).

49:9 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» (Откр5:5).

49:10 скипетр. См. Чис 24:17 и ком.

не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом (2Цар 7:16).

доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос (Иез 21:27; Откр 5:5). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1:26−28), сосредоточивается в Иисусе Христе.

Ему покорность народов. См. 27:29 и ком.

49:11 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим (Зах 9:9).

к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия.

в вине. Превратив воду в вино (Ин 2:1−11), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества.

49:13 Завулон. См. 30:20; Нав 19:10−16; Суд5:18.

49:14 Иссахар. См. 30:18.

49:15 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен (Суд 5:1), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ (Нав 16:10; Суд 1:28, 30, 33).

49:16 Дан См. 30:6.

судить народ. Т.е. вершить правосудие.

49:17 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы (Суд 18). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян (Суд 14−16).

49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения.

49:19 Гад. См. 30:11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей.

49:20 Асира. См. 30:13.

будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей (Втор 33:24; Нав 19:24−31).

49:21 Неффалим. См. 30:8; Нав 19:32−38.

49:22 Иосиф. См.30:24;48:15−20.

плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30:2, 22; 41:52).

простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав 17:14−18.

49:24 мощного Бога Иаковлева. См. Ис 49:26.

Пастырь. См. 48:15, 16.

49:25 Твердыня. Надежная защита Израиля (Втор 32:4, 15, 18).

Всемогущего. См. 17:1 и ком.

благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1:6−8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1:22; Чис 24:5−7). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу.

49:26 благословения гор древних. См. Втор 33:15.

да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор 33:16).

избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение.

49:27 Вениамин. См. 35:18

волк. Он убивает больше, чем может съесть.

делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей.

49:29 — 50:26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

49:29 заповедал он им. Эти два текста, 47:29−31 и 49:29−33, образуют некое обрамление, заключающее в себе благословение двенадцати колен вместе с Ефремом и Манассией.

49:31 Все патриархи умерли в вере, не получив обещанного (Евр 11:39−40).

49:33 положил ноги свои на постель. См. 48:2.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 грядущие — будущие, наступающие; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
10 приидет — придёт.
17 аспид — ядовитая змея.
20 яство — еда, пища.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.