2 Царств 5 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя;
2 ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля».
3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
4 Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет.
5 В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.
6 И пошёл царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдёт сюда Давид».
7 Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов.
8 И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьём и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом Господень.
9 И поселился Давид в крепости, и назвал её городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.
10 И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним.
11 И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду.
12 И уразумел Давид, что Господь утвердил его царём над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего, Израиля.
13 И взял Давид ещё наложниц и жён из Иерусалима, после того, как пришёл из Хеврона.
14 И родились ещё у Давида сыновья и дочери. И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, и Совав, и Нафан, и Соломон,
15 и Евеар, и Елисуа, и Нафек, и Иафиа,
16 и Елисама, и Елидае, и Елифалеф.
17 Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид, и пошёл в крепость.
18 А Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаим.
19 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои.
20 И пошёл Давид в Ваал-Перацим и поразил их там, и сказал Давид: Господь разнёс врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим.
21 И оставили там Филистимляне истуканов своих, а Давид с людьми своими взял их.
22 И пришли опять Филистимляне, и расположились в долине Рефаим.
23 И вопросил Давид Господа, И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи;
24 и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошёл Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское.
25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера.

Новой Женевской Библии

5:1 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины».

кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19:12−13; Быт 29:14; Суд 9:2). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем.

5:2 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника (1Цар 17:32, 45−47; 1Цар 18:7, 13, 16; 1Цар 25:28).

сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар 16:1).

будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически — для обозначения Бога (напр., Быт 48:15; Быт 49:24; Пс 22:1; Пс 79:2), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин 10:11; 1Пет 5:4; Евр 13:20; Откр 7:17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7:7; Чис 27:15−17).

5:3 заключил с ними царь Давид завет. См. 3:21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20:1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль (3Цар 12:16).

помазали Давида в цари. См. ком. к 2:4.

5:4−5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2:10; 1Цар 13:1; 3Цар 14:21; 3Цар 22:42). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем.

5:6 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город (Суд 1:8), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев (Нав 15:63; Суд 1:21). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных.

Иерусалим: «город Давидов».

но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом — в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар 17:54).

5:7 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе — первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар 19:21; Ис 2:3) и даже весь народ израильский (напр., Пс 149:2; Ис 46:13). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс13:7; Ис 4:4; Плач 4:11).

5:10 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар 16:18 и ком.).

5:11 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар 5:1−12; 3Цар 9:11).

5:12 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8:15).

5:17 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы.

пошел в крепость. См. ком. к 1Цар 23:14.

5:18 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21:16 и ком.; 23:13; Нав 15:8; 18:16).

5:19 вопросил Давид Господа. См. ком. 2:1.

5:20 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима.

5:21 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1Цар, гл. 4, особ. ст. 2).

Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар 5:2. В 1Пар 14:12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем».

5:24 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар 7:6, где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней».

пошел Господь пред тобою. Господь — это «муж брани» (Исх 15:3), идущий на битву впереди народа Своего (Исх 14:14; Втор 1:30).

5:25 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана (1Цар 14:31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.