3 Царств 13 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И вот, человек Божий пришёл из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение.
2 И произнёс к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесёт на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжёт на тебе.
3 И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрёк Господь: вот, этот жертвенник распадётся, и пепел, который на нём, рассыплется.
4 Когда царь услышал слово человека Божия, произнесённое к жертвеннику в Вефиле, то простёр Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простёр на него, и не мог он поворотить её к себе.
5 И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.
6 И сказал царь человеку Божию: умилостиви лицо Господа, Бога твоего, и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лицо Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала как прежде.
7 И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок.
8 Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте,
9 ибо так заповедано мне словом Господним: «не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шёл».
10 И пошёл он другою дорогою и не пошёл обратно тою дорогою, которою пришёл в Вефиль.
11 В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришёл и рассказал ему всё, что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.
12 И спросил их отец их: какою дорогою он пошёл? И показали сыновья его, какою дорогою пошёл человек Божий, приходивший из Иудеи.
13 И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла, и он сел на него.
14 И поехал за человеком Божиим, и нашёл его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я.
15 И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба.
16 Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сём месте,
17 ибо словом Господним сказано мне: «не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шёл».
18 И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьётся воды». — Он солгал ему.
19 И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды.
20 Когда они ещё сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его.
21 И произнёс он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь, Бог твой,
22 но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твоё не войдёт в гробницу отцов твоих.
23 После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил.
24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осёл же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
25 И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец.
26 Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрёк ему.
27 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.
28 Он отправился и нашёл тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.
29 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повёз его обратно. И пошёл пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его.
30 И положил тело его в своей гробнице и плакал по нём: увы, брат мой!
31 После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребён человек Божий; подле костей его положите кости мои;
32 ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнёс о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.
33 И после сего события Иеровоам не сошёл со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот.
34 Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли.

Новой Женевской Библии

13:1 человек Божий. См. ком. к 12:22.

из Иудеи. Для того, чтобы осудить вероотступничество царя северян Иеровоама, Господь посылает пророка-южанина.

13:2 Иосия. Царь, правивший в Иудее в 640−609 гг. до Р.Х., т.е. приблизительно через триста лет после Иеровоама.

принесет... в жертву священников высот. Это пророчество действительно исполнилось в царствование Иосии (4Цар 23:15−20).

человеческие кости сожжет на тебе. Иосия сжег на жертвеннике человеческие кости, чтобы осквернить его и сделать более непригодным для языческих жертвоприношений (4Цар 23:16).

13:3 знамение. Иногда в доказательство истинности своих слов пророки предвещали знамения (4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9; Ис 38:22; Иер 44:29).

пепел, который на нем, рассыплется. Т.е. жертвенник будет осквернен (Лев 6:10−13).

13:5 жертвенник распался. Знамение, обещанное пророком (ст. 3), явлено Господом. Оно не только подтверждает истинность слов пророка, но и свидетельствует о том, что установленный Иеровоамом культ проклят Богом.

13:6 чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. По милости Своей исцеляя Иеровоама, Господь дает еще одно подтверждение тому, что пророк говорит от Его имени.

13:8 не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Если бы пророк согласился разделить с Иеровоамом трапезу, это означало бы его молчаливое согласие с избранным царем образом действия.

13:9 не ешь... не пей... не возвращайся. Пророк получил от Бога конкретные указания относительно дальнейших действий, и не желает подвергаться наказанию за их нарушение.

13:11 В Вефиле жил один пророк-старец. Этот «пророк-старец», в отличие от человека Божиего из Иудеи, был лже-пророком.

13:18 Он солгал ему. Человек Божий не догадывается о том, что его собеседник лжет, хотя полное несоответствие слов пророка-старца указаниям, полученным пророком от Господа, должно было внушить ему подозрение.

13:20 слово Господне было к пророку. Подлинный пророк ослушался Его указаний, и Господь теперь вкладывает истинное пророчество в уста лживого «пророка» из Вефиля.

13:22 тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. В израильской традиции считалось очень важным быть похороненным в семейной гробнице вместе с предками (1:21; Быт 47:30; Нав 24:32; 2Цар 2:32; 2Цар 17:23).

13:24 осел... и лев. В этой ситуации явно необычно то, что лев не тронул осла и не растерзал тело убитого им человека Божиего и что оба животных еще долгое время оставались на дороге у тела. Чудесный характер происшествия не укрылся от путников, когда же весть о нем дошла до пророка-старца, он сразу понял, что именно оно означало.

13:31 подле костей его положите кости мои. Пророк-старец признает истинность прорицательства человека Божиего о жертвеннике в Вефиле (ст. 32), и его желание быть похороненным вместе с пророком из Иудеи должно было, видимо, символизировать его присоединение к этому пророчеству. Много позже, оскверняя жертвенник, Иосия из уважения к памяти двух провидцев не стал тревожить их останки (4Цар 23:17−18).

13:34 Это вело дом Иеровоамов ко греху. См. ком. к 12:30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.