3 Царств 17 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И сказал Илия, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
2 И было к нему слово Господне:
3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана;
4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
5 И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.
8 И было к нему слово Господне:
9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.
10 И встал он и пошёл в Сарепту; и когда пришёл к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он её и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.
11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.
12 Она сказала: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печёного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрём.
13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;
14 ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.
15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом её несколько времени.
16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрёк через Илию.
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её?
21 И простёршись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свёл его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

Новой Женевской Библии

17:1 Илия. Это имя в переводе с древнееврейского означает «мой Бог — Яхве». Значением имени пророка в известной мере определяется сущность его служения. Во времена насаждения Аховом и Иезавелью культа Ваала Илия был главным защитником веры в истинного Бога.

ни росы, ни дождя. Ваал считался богом дождя и плодородия (см. ком. к 16:31), и, таким образом, обещанная Илией засуха должна была стать вызовом могуществу Ваала, который, будь он действительно богом, мог бы прекратить ее. Выражение «ни росы, ни дождя» в том же виде, в каком оно фигурирует в данном стихе, встречается также в посвященных Ваалу угаритских надписях, датируемых приблизительно 1400 г. до Р.Х.

разве только по моему слову. Этими словами пророк дает понять Ахаву, что засуха призвана показать беззаконному Израилю, кто есть истинный Бог.

17:4 воронам Я повелел кормить тебя там. Господь чудесным образом снабжает Илию пищей в пустыне, как за несколько столетий до того Он снабжал идущий из Египта народ Израиля (Исх 16:4−36). Однако теперь Израиль, находясь в земле обетованной, забыл о Том, Кто подал ему все блага.

17:9 в Сарепту. Сарепта находилась на побережье Средиземного моря, приблизительно на полпути между Тиром и Сидоном. Т.е. Господь посылает Илию за пределы Израиля, в земли, где безраздельно господствовала религия хананеев.

вдове. Вдовы на Ближнем Востоке, как правило, занимали самое низкое положение в обществе. Практически не имея защиты от закона, они бедствовали, становясь жертвами всяческих злоупотреблений (Втор 14:29; Втор 16:11; Втор 24:20; Втор 26:12; Пс 93:6; Ис 47:8−9). Вдова, о которой идет речь в данном случае, не израильтянка.

17:12 жив Господь Бог твой. Вдова произносит клятву именем Господним (см. ком. к 1:17). Это может означать одно из двух: либо она просто хочет, чтобы Илия наверняка поверил ей, либо действительно верует в Господа Израиля.

17:13 прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня. Этой просьбой Илия подвергает испытанию веру вдовы, ибо, как бы ни скудны были ее припасы, она первым делом должна была накормить пророка Божиего и лишь потом позаботиться о себе и своем сыне.

17:18 ты пришел ко мне напомнить грехи мои и /мертвить сына моего. Вдова связывает болезнь сына с присутствием в ее доме Илии, поскольку считает, что этот святой человек был послан к ней Господом в напоминание о ее грехах.

17:21 простершись над отроком трижды. Илия производит одно из тех символических действ, которые часто сопровождали молитву пророков (см. ком. к 11:30). Троекратно простираясь над телом сына вдовы, Илия как бы передает отроку так необходимое ему жизненное тепло своего существа (ср. 4Цар 4:34; Деян 20:10). Действо свое Илия подкрепляет молитвой: «да возвратится душа отрока сего в него!»

17:22 См. статью «Чудеса».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.