3 Царств 19 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душею каждого из них.
3 Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевёловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
5 И лёг и заснул под можжевёловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печёная лепёшка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
10 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
13 Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?
14 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её.
15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею,
16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;
17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей.
18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
19 И пошёл он оттуда, и нашёл Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою.
20 И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?
21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажёгши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илиею, и стал служить ему.

Новой Женевской Библии

19:1 пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия. Иезавель активно участвовала в управлении царством (см. ком. к 16:25; 18:4). Совместно с Ахавом она делает все, чтобы наказать Илию за истребление пророков Ваала (ст. 2).

19:3 в Вирсавию. Вирсавия находилась на самом юге Иудеи. Как и в предыдущий раз, Илия бежит от преследования за пределы владений израильских царей (17:3−6.9).

19:4 довольно уже, Господи. Илия, благодаря Божиему вмешательству победивший пророков Ваала, ощущает теперь разочарование и угнетенность. Хотя Господь показал Свое могущество в победе над Ваалом, Илия, пророк Его, тем не менее вынужден скрываться от Ахава и Иезавели, которые все еще имеют власть. Вопиющее несоответствие между зримым (т.е., господством в Израиле приверженцев Ваала) и незримым (всевышним господством Иеговы) повергает пророка в рыдания и заставляет его искать смерти.

19:7 дальняя дорога пред тобою. Илии предстояло направиться к горе Хорив (называемой также горой Синай), на которой Бог явился Моисею. Местоположение этой горы не установлено (Исх 3:1; Исх 17:6; Исх 33:6; Втор 1:2, 6, 19; Втор 4:10, 15).

19:11 Господь пройдет. Бог подготавливает Илию к Своему явлению так же, как Он прежде подготавливал Моисея (Исх 33:21−23; Исх 34:2).

19:11−12 не в ветре Господь... не в землетрясении... не в огне. Этими грандиозными явлениями сопровождалось явление Господа Моисею на горе Синай (Исх 19:9; Исх 20:18−19; Исх 24:17; Втор 4:11−12; Втор 5:23−25).

19:12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а «веяние тихого ветра» — семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).

19:13 закрыл лице свое милотью своею. Точно так же, как Моисей не мог, увидев Бога, остаться в живых и потому при приближении Господа был «покрыт рукою» Его (Исх 33:20−23), Илия при словах о «тихом ветре» скрывает свое лицо в ожидании откровения.

19:15 пойди... чрез пустыню в Дамаск... помажь Азаила в царя над Сириею. Хотя для пророков было вполне обычным помазать на царство, совершенно необычным было для них помазать кого-либо в иностранном государстве. Таким образом, по замыслу Божиему именно Азаил должен стать исполнителем суда над домом Ахава (4Цар 8:7−15, 28−29; 4Цар 10:32−33; 4Цар 12:17−18; 4Цар 13:3, 22).

19:16 Ииуя... помажь в царя над Израилем. Ииуй был военачальником у Ахава, а затем у его сына Иорама (4Цар 9:5−6). По повелению Елисея Ииую предстояло довершить истребление дома Ахава (4Цар 9:1−10, 17).

Елисея... сына Сафатова. Имя этого пророка переводится с древнееврейского как «Бог есть спасение» или «Бог спасает». Пророческое служение Елисея имеет много общего со служением Илии: оба пророка отстаивали верность закону Моисееву (18:17−46; 4Цар 3:13); они оба вовлекали в сферу своей деятельности не только царей и народ Израиля, но и иноплеменников (17:17−24; 4Цар 5:1−10); подвергаясь преследованиям со стороны царей, ни тот ни другой пророк не перестали обличать их (21:19−22; 4Цар 9:1−10).

19:17 кто убежит от меча Азаилова. Дом Ахава будет истреблен не единовременно — те из его представителей, которые останутся в живых после Азаила, будут убиты Ииуем (4Цар 9:24). Если же кто-либо из них избежит гибели от руки Ииуя, то он неминуемо будет предан смерти Елисеем. Господь, таким образом, предусматривает полное и окончательное истребление дома царя-отступника.

19:18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч. Это число условно — оно не обозначает точного количества израильтян, сохранивших верность Господу, а несет в себе значение завершенности.

всех сих уста не лобызали его. Обряд поклонения Ваалу включал в себя целование его участниками изваяния этого божества (Ос 13:2).

Илия и Елисей.

19:20 что сделал я тебе? Илия велит Елисею, исполнив свои домашние обязанности, непременно придти к нему, поскольку, набросив на Елисея свою милоть, Илия действительно «сделал» ему нечто в высшей степени важное — посвятил на пророческое служение. См. ком. к 4Цар 2:13.

19:21 заколол их. Елисей демонстрирует полную готовность порвать с прежним образом жизни во имя следования новому призванию. Такого же самоотречения требовал Иисус от своих учеников (Мк 1:16−20; Мк 2:14) и последователей (Мк 8:34−38).

стал служить ему. Елисей не становится сразу равным Илии, первое время оставаясь при нем учеником и помощником. Моисей имел такого же «служителя» (Иисус Навин), которого готовил себе в преемники (Исх 24:13; Исх 33:11).

Примечания:

 
Синодальный перевод
13, 19 милоть — верхняя одежда из грубой шерсти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.