Библия » Сравнение переводов

4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств

Синодальный перевод

1 В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.
2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его,
3 но ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
5 Тогда пошёл Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
9 И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10 И пошёл царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.
11 И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.
12 И пришёл царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошёл царь к жертвеннику, и принёс на нём жертву;
13 и сожег всесожжение своё и хлебное приношение, и совершил возлияние своё, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.
14 А медный жертвенник, который пред лицом Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с места между жертвенником новым и домом Господним, и поставил его сбоку сего жертвенника на север.
15 И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
16 И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз.
17 И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол.
18 И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского.
19 Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
20 И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Новой Женевской Библии

16:1 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15,33.37; 17,1; 18,1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

16:2 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15,33).

шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732-715 гг. до Р.Х.

16:3 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане (3 Цар. 12,26-33). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов.

даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3,27; Лев. 18,21; Втор. 18,10). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17,17; 21,6; 23,10; Иер. 7,31; 32,35).

подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать "царством священников и народом святым" (Исх. 19,6).

16:5 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15,19.25.37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исаия (Ис. 7,1-17).

16:6 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14,22).

Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи.

до сего дня. См. ком. к 3 Цар. 8,8.

16:7 к Феглаффелласару. См. ком. к 15,19.29.

16:8 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12,18; Исх. 23,8; 3 Цар. 15,18; Ис. 5,23; Иез. 22,12). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).

16:9 переселил жителей его в Кир. Падение Сирии явилось исполнением предсказанного пророками Амосом (Ам. 1,5) и Исаией (Ис. 7,16). Точное местоположение Кира не установлено (Ис. 22,6; Ам. 9,7).

16:13 мирной жертвы. См. Лев. 7,11-21. Перечисленные жертвоприношения были совершены и при освящении Соломонова храма (3 Цар. 8,64). Это обстоятельство свидетельствует о том, какое важное значение придавал Ахаз сооружению в Иерусалиме языческого жертвенника.

16:14 поставил его сбоку сего жертвенника на север. Новый жертвенник, таким образом, потеснил старый на его центральном месте в храме, и, соответственно старый жертвенник был лишен своей функции в богослужении.

16:15 утреннее всесожжение. См. Исх. 29,38.39.

вечернее хлебное приношение. См. ком. к 3 Цар. 18,36.

жертвенник медный останется до моего усмотрения. Возможный перевод: "жертвенник медный останется у меня для гадания". Т.е. Ахаз использует старый жертвенник не по его настоящему назначению, а для гадания по внутренностям жертвенных животных. Такое гадание было распространено среди соседних с Израилем языческих народов, евреям же закон категорически воспрещал прибегать к нему (Лев. 19,26; Втор. 18,10).

16:17 ободки у подстав... умывальницы. См. 3 Цар. 7,27-37.

море. См. 3 Цар. 7,22-26.

с медных волов. По всей видимости, медь, из которой были сделаны эти волы, также пошла на уплату дани ассирийцам.

16:19 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

16:20 воцарился Езекия. См. 18,1 – 20,21.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.