4 Царств 20 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В те дни заболел Езекия смертельно, и пришёл к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: «сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь».
2 И отворотился Езекия лицом своим к стене и молился Господу, говоря:
3 «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4 Исаия ещё не вышел из города, как было к нему слово Господне:
5 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдёшь в дом Господень;
6 и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.
7 И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел.
8 И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень?
9 И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрёк: вперёд ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней?
10 И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперёд на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней.
11 И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней.
12 В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен.
13 Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и всё, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своём и во всём владении своём.
14 И пришёл Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далёкой они приходили, из Вавилона.
15 И сказал Исаия: что они видели в доме твоём? И сказал Езекия: всё, что в доме моём, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих.
16 И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне:
17 вот, придут дни, и взято будет всё, что в доме твоём, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.
18 Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского.
19 И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрёк. И продолжал: да будет мир и благосостояние во дни мои!
20 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провёл воду в город, написано в летописи царей Иудейских.
21 И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него.

Новой Женевской Библии

20:1 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12−19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу.

заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно.

20:5 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18:4−5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18:7, 22, 30, 32, 35; 19:4, 10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.

20:6 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3Цар 11:13.

20:7 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения.

20:12 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1).

послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе.

20:13 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18:14−16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исаия же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии (Ис 7:1−17), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис 30−31 гл.).

20:17 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исаии, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель.

20:18 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне (2Пар 33:11). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24:15; 25:7).

20:20 сделал пруд и водопровод и провел воду в город. Меры по улучшению снабжения города водой Езекия предпринял еще до ассирийского вторжения. По его приказанию в монолитной скале был прорыт водопровод, соединявший источник Гион (см. 3Цар 1:33), находившийся за пределами городских стен, с Сило-амским прудом, расположенным с их внутренней стороны. На стене водопровода часто называемого по имени источника Силоамским, в 1880 г. была обнаружена надпись, прославляющая завершение строительства этого грандиозного инженерного сооружения.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.