Библия » Сравнение переводов

4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств

« 3 4Цар 4 SYN GSB 5 »

Синодальный перевод

1 Одна из жён сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне ещё сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.
8 В один день пришёл Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.
9 И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой;
10 сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда.
11 В один день он пришёл туда, и зашёл в горницу, и лег там,
12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал её, и она стала пред ним.
13 И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царём, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу.
14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у неё, а муж её стар.
15 И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях.
16 И сказал он: через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.
17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.
18 И подрос ребенок и в один день пошёл к отцу своему, к жнецам.
19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его.
20 И понёс его и принёс его к матери его. И он сидел на коленях у неё до полудня, и умер.
21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла,
22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.
23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.
24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе.
25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий её издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка.
26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» – Она сказала: здоровы.
27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошёл Гиезий, чтобы отвести её; но человек Божий сказал: оставь её, душа у неё огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.
28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»?
29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лицо ребенка.
30 И сказала мать ребенка: жив Господь, и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошёл за нею.
31 Гиезий пошёл впереди их и положил жезл на лицо ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донёс ему, и сказал: не пробуждается ребенок.
32 И вошёл Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
33 И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нём, и согрелось тело ребенка.
35 И встал и прошёл по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нём. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.
36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал её. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.
37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.
38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.
39 И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их.
40 И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.
41 И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котел и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
42 Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».
44 Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню.

Новой Женевской Библии

4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3 Цар. 20,35.

взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх. 21,7; Лев. 25,39-46; Втор. 15,12-18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем. 5,5-8; Ис. 50,1; Иер. 34,8-22; Ам. 2,6; 8,6).

4:8 Сонам. Иначе – Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3 Цар. 1,3).

богатая женщина. См. ст. 22.

4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5,19-27; 6,15).

4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3 Цар. 17,9).

4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт. 17,16-19), Ревекка (Быт. 25,21-26), Рахиль (Быт. 29,31; 30,22-24) и Елисавета (Лк. 1,5-17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.

4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт. 50,10; 2 Пар. 35,25; Мк. 5,38; Ин. 11,33).

4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис. 10,10; 28,11-15; Неем. 10,33; Езд. 3,5; Ис. 1,13.14; Ам. 8,5; Кол. 2,16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх. 16,23; 20,9.10; З Цар. 20,5; 1 Пар. 23,31).

4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.

4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам – смиренное выражение неотступной просьбы (Ин. 11,32).

4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.

положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3 Цар. 17,21.

4:38 Галгал. См. 2,1.

для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3 Цар. 20,35).

4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.

4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.

4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.

хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев. 23,20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев. 2,14; 23,9-21; Втор. 18,3-5).


« 3 4Цар 4 SYN GSB 5 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.