1 Паралипоменон 17 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Когда Давид жил в доме своём, то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром.
2 И сказал Нафан Давиду: всё, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог.
3 Но в ту же ночь было слово Божие к Нафану:
4 пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания,
5 ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля, и до сего дня, а ходил из скинии в скинию и из жилища в жилище.
6 Где ни ходил Я со всем Израилем, сказал ли Я хотя слово которому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: «зачем вы не построите Мне дома кедрового?»
7 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля;
8 и был с тобою везде, куда ты ни ходил, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё, как имя великих на земле;
9 и Я устроил место для народа Моего, Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде,
10 в те дни, когда Я поставил судей над народом Моим, Израилем, и Я смирил всех врагов твоих, и возвещаю тебе, что Господь устроит тебе дом.
11 Когда исполнятся дни твои, и ты отойдёшь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твоё после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его.
12 Он построит Мне дом, и утвержу престол его навеки.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, — и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя.
14 Я поставлю его в доме Моём и в царстве Моём навеки, и престол его будет твёрд вечно.
15 Все эти слова и всё видение точно пересказал Нафан Давиду.
16 И пришёл царь Давид, и стал пред лицом Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня?
17 Но и этого ещё мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!
18 Что ещё может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!
19 Господи! для раба Твоего, по сердцу Твоему, Ты делаешь всё это великое, чтобы явить всякое величие.
20 Господи! Нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.
21 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом — прогнанием народов от лица народа Твоего, который Ты избавил из Египта.
22 Ты соделал народ Твой, Израиля, Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его.
23 Итак, теперь, о Господи, слово, которое Ты сказал о рабе Твоём и о доме его, утверди навек, и сделай, как Ты сказал.
24 И да пребудет и возвеличится имя Твоё вовеки, чтобы говорили: «Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем», и дом раба Твоего Давида да будет твёрд пред лицом Твоим.
25 Ибо Ты, Боже мой, открыл рабу Твоему, что Ты устроишь ему дом, поэтому раб Твой и дерзнул молиться пред Тобою.
26 И ныне, Господи, Ты Бог, и Ты сказал о рабе Твоём такое благо.
27 Начни же благословлять дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицом Твоим. Ибо если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек.

Новой Женевской Библии

17:1 — 29:30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, — о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17:1−27), войны Давида (18:1 — 20:8), выбор места для будущего храма (21:1 — 22:1), назначение строителей (22:2−19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23:1 — 27:34), народное ликование (28:1 — 29:30).

17:1−27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17:1−15), молитва, в которой Давид принимает Божие повеление (17:16−27). В данном случае летописец близко следует 2Цар 7:1−29.

17:1−15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17:1), и дом Божий (храм) (17:4−6), и дом — династия потомков Давидовых (17:10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу.

17:7−14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам (2Цар 7:14; 2Пар 6:16; Пс 88:30−32; Пс 131:11−12), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время (2Цар 7:15−16; 2Пар 6:16; Пс 88:33−37). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

17:13−14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар 7:14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).

ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова (Мк 1:11; Лк 1:32−33; Евр 1:5). Христос — Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого (Лк 1:35) и является вторым Лицом Троицы (Ин 1:1−18; Ин 17:1).

милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом (2Цар 7:14), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17:7−14 и 2Пар 21:7).

17:16 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар 2:6).

17:24 имя. См. ком. к 13:6.

Дом Божий: прежде и сейчас.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.