2 Паралипоменон 26 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царём на место отца его Амасии.
2 Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими.
3 Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима.
4 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его;
5 и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.
6 И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян.
7 И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;
8 и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силён.
9 И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их.
10 И построил башни в пустыне, и иссёк много водоёмов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие.
11 Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счёту в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских.
12 Всё число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот,
13 и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля.
14 И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни.
15 И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силён.
16 Но когда он сделался силён, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошёл в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
17 И пошёл за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных,
18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвящённых для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога.
19 И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот, у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
21 И был царь Озия прокажённым до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучён был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.
22 Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк.
23 И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокажённый. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него.

Новой Женевской Библии

26:1−23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26:1−4 с 4Цар 14:21−22 и 15:1−3; 26:21−23 с 4Цар 15:5−7), среднюю же часть добавляет от себя (26:5−20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26:1−2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26:3−15), непослушание и возмездие (26:16−20), итоги царствования Озии и его кончина (26:22, 23).

26:1 Озию. Озия царствовал в 792/91−740/39 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария — личное имя царя, а Озия — имя, данное ему при восшествии на престол.

26:4 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26:1−23).

26:5 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7:14.

во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии (Ис 8:2). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24:2).

26:6−15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26:6−8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26:9−10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26:11−15).

26:7 против Меунитян. См. ком. к 20:1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20:1−30).

26:9 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25:23). См. ком. к 1Пар 11:4−9.

26:13 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар 12:23−37.

26:16−20 Войдя в силу, Озия возгордился и стал выказывать непочтение к Богу и к требованиям закона. Примерно то же в свое время было и с Ровоамом (12:1). Возгордившегося царя Бог покарал проказою. Ср. 4Цар 15:5.

26:16 возгордилось сердце его. Моисей предостерегал Израиль от того, чтобы достигнутые им успехи не внушили народу мысль о возможности полагаться только на себя, забыв о Боге (Втор 8:10−18).

26:17 Азария. О священнике Азарии, кроме того, что он вместе с восемьюдесятью другими священниками отважился воспротивиться нечестивому поступку царя, ничего более не известно.

26:18 это дело священников. Согласно закону Моисееву, кадить в храме имели право только священники (Исх 30:7−9; Чис 16:39−40).

26:21 отлучен был от дома Господня. Озия не допускался в храм, как того требовал закон Моисеев (Лев 13:46; Чис 5:1−4).

26:22 описал Исаия. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

26:23 на поле царских гробниц. Озия был похоронен не в царской усыпальнице, а в некотором отдалении от нее, поскольку наказание проказой обесчестило его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.