Ездра 7 глава

Первая книга Ездры
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии,
2 сын Шаллума, сын Садока, сын Ахитува,
3 сын Амарии, сын Азарии, сын Марайофа,
4 сын Захарии, сын Уззия, сын Буккия,
5 сын Авишуя, сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника, —
6 сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев. И дал ему царь всё по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним.
7 С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса.
8 И пришёл он в Иерусалим в пятый месяц, — в седьмой же год царя.
9 Ибо в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришёл в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним,
10 потому что Ездра расположил сердце своё к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде.
11 И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле:
12 «Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному», и прочее.
13 «От меня дано повеление, чтобы в царстве моём всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шёл с тобою.
14 Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей,
15 и чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, Которого жилище в Иерусалиме,
16 и всё серебро и золото, которое ты соберёшь во всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые пожертвуют они для дома Бога своего, что в Иерусалиме;
17 поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев и хлебных приношений к ним и возлияний для них, и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме.
18 И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего делайте.
19 И сосуды, которые даны тебе для служб в доме Бога твоего, поставь пред Богом Иерусалимским.
20 И прочее потребное для дома Бога твоего, что ты признаешь нужным, давай из дома царских сокровищ.
21 И от меня, царя Артаксеркса, даётся повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: всё, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте:
22 серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества.
23 Всё, что повелено Богом небесным, должно делаться со тщанием для дома Бога небесного; дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его.
24 И даём вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов, певцов, привратников, нефинеев и служащих при этом доме Божием, не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины.
25 Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите.
26 Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу».
27 Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя — украсить дом Господень, который в Иерусалиме,
28 и склонивший на меня милость царя и советников его, и всех могущественных князей царя! И я ободрился, ибо рука Господа, Бога моего, была надо мною, и собрал я глав Израиля, чтоб они пошли со мною.

Новой Женевской Библии

7:1 После сих происшествий. Происшествия, о которых повествует гл. 7, от тех, что описаны в предыдущей главе, отделяет промежуток примерно в шестьдесят лет. Из событий этого периода книги Ездры-Неемии сообщают лишь о противодействии строительству городских стен в царствование Ксеркса (4:6). События, изложение которых начинается с гл. 7, совпадают по времени с теми, о которых рассказывается в Книге Есфири (Есф 1:1).

Артаксеркса. Артаксеркс I царствовал в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х.

Ездра, сын. Родословная Ездры прослежена тщательно, но отнюдь не исчерпывающе, ибо слово «сын» в ней часто используется со значением «потомок». Главное, что она дает достаточно оснований для возведения рода Ездры к Аарону, чем удостоверяется его священническое достоинство.

7:6 вышел из Вавилона. В 538 г. до Р.Х. далеко не все пленники покинули Вавилон вместе с Шешбацаром. Среди оставшихся находилась и семья Ездры, который, вероятно, ко времени первого возвращения еще не родился. Ездра вырос в Вавилоне, где и жила большая часть израильских пленников.

книжник, сведущий в законе Моисеевом. Книжник — иначе «писец». В ветхозаветные времена писцом назывался государственный чиновник, исполнявший одну или несколько административных функций, среди которых могли быть ношение символизирующего власть жезла (Суд 5:14), запись призываемых в войско (4Цар 25:19) или управление дворцовым хозяйством (Ис 22:15); писцы могли также записывать под диктовку те или иные документы (Иер 36:32). «Книжник» в применении к Ездре означает, что он был наделен определенными властными полномочиями (7:25), но также и то, что он являлся учителем закона Моисеева (7:10−11, 14; Неем 8:1−9). Из слова же «сведущий» ясно, что закон Ездра знал глубоко и досконально.

который дал Господь. Закон Моисеев божественен по своему происхождению (2Тим 3:16). В данном случае, вероятно, имеются в виду первые пять книг Библии.

дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа... была над ним. Поступки, диктуемые волеизъявлением людей, в первопричине своей восходят, тем не менее, к акту суверенной Божественной воли: Артаксеркс во всем удовлетворил пожелания Ездры, поскольку так было угодно Богу.

7:7 пошли... некоторые. Ездра отправился в Иерусалим не один; фактически, он повел за собой вторую партию переселенцев.

в седьмой год. В 458 г. до Р.Х.

7:9 было начало выхода... он пришел. Путешествие было предпринято весной, когда в пути не было проблем с питьевой водой, и продолжалось около четырех месяцев.

так как благодеющая рука Бога... была над ним. Успешное завершение путешествия объясняется действием Господнего провидения.

7:10 потому что. В этом стихе говорится о цели прибытия Ездры в Иерусалим. Будучи усердным «слышателем» и «исполнителем» слова (Иак 1:22), он хочет научить этому и других.

7:11−26 В письме Артаксеркса говорится о том, что царь повелел Ездре отправиться в Иерусалим с тем, чтобы оценить духовное состояние народа (ст. 14), доставить все необходимое для храма (ст. 15−24) и установить систему правосудия (ст. 25−26).

7:11 письма. Это письмо (ст. 12−26), написанное по-арамейски (см. ком. к 4:7), вручает Ездре полномочия, которыми он воспользуется для осуществления преобразований, описанных в последующих главах. Письмо либо было написано самим Ездрой, а затем подписано Артаксерксом, либо составлялось Артаксерксом при помощи советников-евреев.

7:12 царь царей. Титул, который по обычаю присваивали себе персидские цари, желая подчеркнуть свое верховенство над всеми зависимыми от них царями. Истинный Царь царей — Всевышний Господь. учителю. См. ком. к 7:6.

7:13 Повеление вернуться в Иудею распространяется на всех, кто того пожелает.

7:14 обозреть. Кир поручил первым переселенцам построить храм, а Артаксеркс теперь поручает Ездре оценить духовное состояние народа. Соответственно, основной темой 7:11 — 10:44 является восстановление общества израильтян, т.е. восстановление «дома Божия» (ср. Чис 12:7; Введение: Характерные особенности и темы).

7:15−17 Демонстрируемое здесь Артаксерксом детальное знание израильского богослужения дает основания полагать, что Ездра или царские советники-евреи либо написали это письмо, либо помогли Артаксерксу в его написании (см. ком. к 1:2−4).

7:18 по воле Бога вашего. Соответствие всего происходящего с Божией волей — основной мотив последней части книги.

7:20 прочее потребное. В своей щедрости Артаксеркс не уступает Дарию (6:9).

7:23 дабы не было гнева. См. ком. к 1:3.

7:25 Ездре надлежало исполнять двоякую роль: осуществлять административное управление от лица государства и учить закону Моисееву (см. ком. к ст. 6).

весь народ за рекою. Эти слова распространяются на евреев, возвратившихся в Иудею и Иерусалим.

7:26 Кто же не будет исполнять ... пусть производят суд. Ездра не наделен властью лично вершить суд: этим должны были заниматься «начальствующие и старейшины» (10:8).

закон Бога твоего и закон царя. Во время вавилонского пленения евреи свыклись с таким различием между двумя законами, что было неведомо им в эпоху теократического правления царей. Здесь оканчивается второй из написанных по-арамейски отрывков.

7:27 вложивший в сердце царя. Первопричиной поступков Артаксеркса является акт суверенной Божественной воли.

7:28 склонивший... милость. Словом «милость» переводится древнееврейское слово «хесед», употребляемое в том случае, когда речь идет о верности Бога завету. Милость Артаксеркса по отношению к Ездре, таким образом, явилась проявлением верности Бога завету со своим народом.

на меня. О Ездре впервые упоминается в первом лице, из чего следует, что со ст. 27 начинается рассказ Ездры (Введение: Характерные особенности и темы).

ибо рука Господа. Осознание, что Бог чудесным образом направляет его в выполнении порученной ему задачи было источником ободрения для Ездры.

Примечания:

 
Синодальный перевод
22 кор — наибольшая мера объёма сыпучих тел и жидкостей, равная хомеру (содержавшей 10 еф) — предположительно около 220 литров.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.