Неемия 13 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие вовеки,
2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение».
3 Услышав этот закон, они отделили всё иноплеменное от Израиля.
4 А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии,
5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников.
6 Когда всё это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя.
7 Когда я пришёл в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия,
8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты
9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан.
10 Ещё узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие своё дело, разбежались, каждый на своё поле.
11 Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их.
12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим.
14 Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нём!
15 В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное.
16 И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме.
17 И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?
18 Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навёл на нас и на город сей всё это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу.
19 После сего, когда смеркалось, у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний.
20 И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два.
21 Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу.
22 И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!
23 Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жён из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
24 и оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
26 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над всеми Израильтянами; и, однако же, чужеземные жёны ввели в грех и его.
27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете всё сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жён?
28 И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя.
29 Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!
30 Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его,
31 и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!

Новой Женевской Библии

13:1−31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13:1−3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13:4−14), начинает снова соблюдать субботу (13:15−22) и отвергает смешанные браки (13:23−31).

13:1−3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10:28−29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13:23−31).

13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4−6).

13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10:1−27).

отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10:28−29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд 4:3).

13:4−14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10:39), нарушено (13:11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10:37−39; 13:8, 10). Такое положение дел должно быть исправлено.

13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3:1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.

комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10:37−39.

Товии. См. ком. к 2:10.

13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10:39), забота о доме Бога была забыта.

13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5:14.

Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд 5:13).

13:8 выбросил. Ср. Мф 21:12−13.

13:10 части левитам. Ср. 10:37. Левиты не владели землей (Чис 18:20−24; Втор 14:29; 18:1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор 18:8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд 8:15−20). См. Мал 2:17; Мал 3:13−15.

13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5:7.

оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10:39).

13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10:37.

13:13 верными. См. Деян 6:1−5 и 1Кор 8:16−21.

13:14 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1:8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5:19).

13:15−22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10:31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9:14).

13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10:31), но теперь нарушает его.

13:16 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10:31.

13:17 я сделал выговор. См. 10:31 и ком.

13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф 4:16), а иногда — от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.

13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).

13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1:8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).

13:23−30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10:31); это нарушение должно быть исправлено.

13:23 взяли себе жен. Ср. 10:30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд 9:1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд 4:3).

Азотянок. См. ком. к 4:7−8.

Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт 19:36−38.

13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.

рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд 9:3; ср. Ис 50:6).

чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд 10:3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких

13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: «Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы».

13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев 21:14), и к тому же, Санаваллат — враг иудеев (2:19; 4:1; 6:1).

13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5).

13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10:34).

Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12:27−47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10:30−39). Заключительная часть дает понять, что «дом Бога», о котором говорится в Езд 1:2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу «дома Бога» предстоит стать реальностью во Христе (Евр 3:1−6; Еф 2:21−22; Еф 4:16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.