Неемия 9 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В двадцать четвёртый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.
2 И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих.
3 И стояли на своём месте, и четверть дня читали из книги закона Господа, Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу, Богу своему.
4 И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу, Богу своему.
5 И сказали левиты — Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа, Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твоё!
6 Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, и Ты живишь всё сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.
7 Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама,
8 и нашёл сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет, чтобы дать семени его землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Иевусеев и Гергесеев. И Ты исполнил слово Своё, потому что Ты праведен.
9 Ты увидел бедствие отцов наших в Египте и услышал вопль их у Чермного моря,
10 и явил знамения и чудеса над фараоном и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня.
11 Ты рассёк пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды.
12 В столпе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им.
13 И снисшёл Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им через раба Твоего Моисея.
15 И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землёю, которую Ты, подняв руку Твою, клялся дать им.
16 Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих;
17 не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство своё. Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их.
18 И хотя они сделали себе литого тельца, и сказали: «вот бог твой, который вывел тебя из Египта», и хотя делали великие оскорбления,
19 но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днём, чтобы вести их по пути, и столп огненный — ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти.
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
21 Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чём не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли.
22 И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землёю Сигона, и землёю царя Есевонского, и землёю Ога, царя Васанского.
23 И сыновей их Ты размножил, как звёзды небесные, и ввёл их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть ею.
24 И вошли сыновья их, и овладели землёю. И Ты покорил им жителей земли, Хананеев, и отдал их в руки их, и царей их, и народы земли, чтобы они поступали с ними по своей воле.
25 И заняли они укреплённые города и тучную землю, и взяли во владение домы, наполненные всяким добром, водоёмы, высеченные из камня, виноградные и масличные сады и множество дерев с плодами для пищи. Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей;
26 и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления.
27 И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их.
28 Когда же успокаивались, то снова начинали делать зло пред лицом Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они господствовали над ними. Но когда они опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, избавлял их многократно.
29 Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали.
30 Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим через пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов.
31 Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый.
32 И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! да не будет малым пред лицом Твоим всё страдание, которое постигало нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков наших, и отцов наших и весь народ Твой от дней царей Ассирийских до сего дня.
33 Во всём, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны.
34 Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им.
35 И в царстве своём, при великом добре Твоём, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не обращались от злых дел своих.
36 И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться её плодами и её добром, вот, мы рабствуем.
37 И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими и скотом нашим они владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении.
38 По всему этому мы даём твёрдое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших.

Новой Женевской Библии

9:1 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8:1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3).

9:2 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд 9:7.

9:3 закона Господа Бога. См. 8:1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу.

9:5−37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7−12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13−31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32−37), предшествовавшие возобновлению завета (9:38 — 10:39 и ком.).

9:7−8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт, гл. 12; 22).

9:8 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт, гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ.

Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности (Быт 15:9−21; Втор 9:4−6).

9:9−12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх, гл. 1−19).

9:9 Ты увидел бедствие. См. Исх 3:7.

9:10 знамения и чудеса. См. Исх, гл. 5−12.

9:11 Ты рассек ... море. См. Исх 14:10−31.

9:12 Ты вел их. См. Исх 13:21.

9:13−21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне.

9:13 на гору Синай. См. Исх 20.

дал им суды справедливые... заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость (Пс 118:5−16; Рим 7:12).

9:14 субботу. Требование соблюдать субботу — краеугольный камень закона (Ис 56:2, 4, 6; Иез, гл. 20−23).

9:15 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16.

воду из камня. См. Исх, гл. 17.

подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму (Исх 6:8).

9:16−17 Первое исповедание в грехах.

9:17 поставили над собою вождя. См. Чис 14:1−4. Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15).

9:18 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх, гл. 32.

9:19−21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7:8).

9:21 Сорок лет. См. Втор 8:4.

9:22−28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей.

9:22−25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7−8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую.

9:22 землею Сигона... землею Ога. См. Чис 21:21−35.

9:23 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму (Быт 15:4, 5).

9:24 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.

9:26−28 На верность Бога Своим обетованиям Израиль ответил отступничеством во дни судей израильских. См. Суд 2:10−19.

9:28 по великому милосердию ... многократно. «Когда умножался грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20).

9:29−31 Благодарение Богу продолжается воспоминанием о Его долготерпении во времена царей.

9:29 которыми жил бы человек, если бы исполнял их. С заключением Моисеева завета людям за послушание ему была обещана жизнь (Лев 18:5; Рим 7:10; 10:5).

9:32 завет и милость. Имеется в виду завет с Авраамом (Втор 7:7−9).

да не будет малым... страдание. Этими словами Бог призывается совершить то, что Он уже совершал прежде, т.е. увидеть тяжесть положения Его народа и прийти ему на помощь.

царей Ассирийских. Здесь имеются в виду новоассирийские цари, правившие с конца X в. до Р.Х., которым в конце VII в. пришли на смену цари вавилонские, в свою очередь, в середине VI в. уступившие власть царям персидским.

9:33 Ты праведен. Наказания, постигавшие Израиль в течение всей его истории, находились в полном соответствии с принципом Божественной справедливости, на котором основывается завет с Моисеем (см. ком. к Езд 9:9).

9:34−35 Вожди Израиля несут самую тяжелую ответственность за беззаконие.

9:36 мы ныне рабы. См. ком. к Езд 9:9.

9:37 мы в великом стеснении. Здесь подразумевается просьба о помощи (см. ком. к ст. 32).

9:38 — 10:39 Народ не только молит Бога о помощи, но возобновляет обязательство следовать предписаниям Моисеева завета. Прежде этот завет был уже не раз возобновляем после периодов отступничества (Исх, гл. 34; 1Цар, гл. 12; 4Цар, гл. 23).

9:38 твердое обязательство. Иначе: «завет».

подписываем. Письменное слово является могучим средством, используемым Богом во исполнение Своего искупительного замысла.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.