Иов 8 глава

Книга Иова
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
2 долго ли ты будешь говорить так? — слова уст твоих бурный ветер!
3 Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?
4 Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их.
5 Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,
6 и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.
7 И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много.
8 Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их;
9 а мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень.
10 Вот, они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова:
11 поднимается ли тростник без влаги? растёт ли камыш без воды?
12 Ещё он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает.
13 Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет;
14 упование его подсечено, и уверенность его — дом паука.
15 Обопрётся о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится.
16 Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его;
17 в кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются.
18 Но когда вырвут его с места его, оно откажется от него: «я не видало тебя!»
19 Вот радость пути его! а из земли вырастают другие.
20 Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.
21 Он ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.
22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет.

Новой Женевской Библии

8:1−22 Первая речь Вилдада. Вилдад, в отличие от Елифаза, никогда не имел откровения Божия. Его вера в Бога, по всей видимости, также (как и вера Иова) основывается на слышанном о Боге.

8:2 слова уст твоих бурный ветер! Довольно резкий тон Вилдада не похож на мягкую речь Елифаза, с помощью которой тот пытался подобрать ключи к сердцу Иова (4:2), и свидетельствует, что Вилдад в духовном отношении стоит гораздо ниже Елифаза (не случайно в гл. 42 Господь назовет по имени только одного из друзей Иова — Елифаза).

8:4 Он и предал их в руку беззакония их. Эти слова Вилдада, несмотря на жесткость, являются абсолютной истиной — дети Иова погибли «от руки» собственного беззакония. См. ком. к 1:5.

8:5 если взыщешь Бога. Против этих слов Вилдада трудно что-либо возразить, однако начало ст. 6 заставляет усомниться в правильности представлений Вилдад о Боге и человеке.

8:6 если ты чист и прав. Ср. слова Елифаза: «муж чище ли Творца своего?» (4:17); «Что такое человек, чтоб быть ему чистым?» (15:14). Сам Вилдад также придет к выводу: «как быть чистым рожденному женщиною?» (25:4). Страдания Иова явятся школой духовного совершенствования не только для него самого, но и для его друзей, которые пришли, чтобы «вместе сетовать с ним и утешать его» (2:13).

8:8 спроси у прежних родов. Вера Вилдада и его знание о Боге пришли к нему от предков (возможно от тех, кто знал Бога живого, Которого сам Вилдад не знает).

8:9 мы — вчерашние, и ничего не знаем. Вилдад высказывает мысль, лежащую в основе практически всех древних религий, — истинно только то свидетельство, которое обладает авторитетом давности.

8:10 научат... скажут. См. ком. к ст. 9. За научением Вилдад предлагает обращаться к свидетельству праотцов. Елифаз, в отличие от него, предлагал Иову обратиться непосредственно к Богу (см. 5:8).

8:11−12 влаги... воды. Вода здесь выступает как поэтический образ надежды, что подтверждается ст. 13.

8:13 пути всех забывающих Бога. Вилдад описывает состояние безысходности тех, кого он зовет «забывающими Бога». Это слово в древнееврейском языке употреблялось применительно к развращенным грехом или отошедшим от Бога людям. Вилдад со всей очевидностью считал, что Иов как раз тот, кто «забывает Бога».

8:20 Видишь, Бог не отвергает непорочного. Этими словами Вилдад пытается вселить надежду в Иова, поскольку считает его непорочным, — такое заключение можно сделать из его дальнейших слов: «Он еще наполнит смехом уста твои» (ст. 21−22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.