Псалтирь 104 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».
12 Когда их было ещё мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришёл Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простёр облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Своё к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!

Новой Женевской Библии

Пс 104 Псалом посвящен великим деяниям Божиим в истории Израиля со времен патриархов и завета с Авраамом вплоть до прихода евреев в землю обетованную. Псалмопевец наставляет людей в молитвенном восхвалении Бога и укрепляет их веру в то, что Бог верен обетованиям Своего завета. Если Пс 103 славил Бога-Творца мироздания, то рассматриваемый псалом является размышлением о содеянном Богом в истории человечества. Первые пятнадцать стихов псалма (наряду с Пс 95 и частью Пс 105) процитированы в 1Пар, гл. 16, что можно рассматривать как свидетельство того, каким образом он использовался в богослужебной практике.

104:1 возвещайте в народах. Израиль не должен скрывать дарованное ему Богом знание. Народ Божий призван свидетельствовать о благодати Господа по всему миру.

104:2 поведайте о всех чудесах Его. Т.е. о милости и судах Божиих, явленных Им в истории человечества.

104:4 ищите лица Его. Т.е. всегда пребывайте в Его присутствии. Псалмопевец часто говорит об ужасе, в который повергает человека ощущение богооставлености (Пс 21:2; Пс 27:1).

104:5 Воспоминайте. Воспоминание в ВЗ есть нечто большее, нежели усилие разума. Оно требует от человека веры и послушания Богу; отступничество же связано с нежеланием помнить (о завете с Богом).

104:6 семя Авраамово. Т.е. те, к кому обращен псалом.

104:8 помнит. Снова (как и в ст. 5) речь идет о памяти, которая предполагает не только мысль, но и действие: в настоящем Господь действует, неизменно памятуя об обетованиях, данных Им Аврааму.

завет Свой. См. Введение: Характерные особенности и темы. Завет, о котором здесь говорится, — это завет с Авраамом (ст. 9).

104:9 Аврааму. См. Быт 12:1−3; гл. 15; 17.

Исааку. Господь заново скреплял узы завета с каждым из потомков Авраама (см. Быт 26:3).

104:11 дам землю Ханаанскую. См. Быт 15:17−20.

104:12 пришельцами. Авраам, Исаак и Иаков жили в земле обетованной, однако оставались в ней пришельцами, скитаясь по всему Ханаану.

104:14 возбранял о них царям. См. Быт 12:17.

104:15 пророкам Моим. Об Аврааме как о пророке говорит Быт 20:7.

104:16−22 В Египте Господь наделил Иосифа властью.

104:16 призвал голод. Создатель псалма обращается к истории Иосифа (Быт, гл. 37; 39−50). В данном случае речь идет о голоде, наступление которого Бог предвозвестил устами Иосифа (Быт, гл. 41). Господь устроил все таким образом, чтобы Иосиф смог достигнуть власти и «сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).

104:23 пришел Израиль в Египет. См. Быт, гл. 46.

в землю Хамову. Т.е. в Египет.

104:28 Послал тьму. Псалмопевец придает особое значение девятой казни египетской и упоминает ее первой.

104:29 Преложил воду их в кровь. Первая казнь египетская.

104:30 множество жаб. Вторая казнь египетская.

104:31 пришли разные насекомые, скнипы. Речь идет соответственно о третьей и четвертой казнях, однако здесь они предстают объединенными в одну.

104:32 послал на них град. Псалмопевец пропускает пятую и шестую казни; казнь градом следовала седьмой.

104:34 пришла саранча. Восьмая казнь египетская.

104:36 поразил всякого первенца. Десятая, последняя, казнь, после которой фараон позволил израильтянам покинуть Гесем.

104:37 с серебром и золотом. Из этого стиха можно уяснить величие милости и щедрот Господних. Пребывая в Египте, порабощенные израильтяне немногое могли назвать своим. Однако Господь Своими казнями вселил такой страх в сердца египтян, что они не только отпустили евреев из рабства, но и вручили им большое богатство, лишь бы те быстрее покинули Египет (Исх 12:33−36). В сущности, это богатство было заработано евреями рабским трудом.

104:40 хлебом небесным насыщал их. Т.е. манной. Господь по милости Своей не только вывел евреев из Египта, но и хранил их в пустыне, предоставляя им пищу и питье.

104:42 святое слово Свое к Аврааму. Среди обетовании завета Божиего с Авраамом было и обещание сделать Израиль «великим народом» (Быт 12:2).

104:44 дал им земли народов. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Ханаана.

104:45 чтобы соблюдали уставы Его. Отношения завета, связывающие Бога с Его народом, установил и охраняет Сам Бог. Люди же обязаны с благоговением хранить Его заповеди и следовать Его воле, запечатленной в законе.

Примечания:

 
Синодальный перевод
31 скнипы — в старорусском наречии означает «вши», так же переводится как: комары, мошки, т.е. насекомые-паразиты.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.