Псалтирь 138 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Начальнику хора. Псалом Давида. Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твоё, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
10 и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Новой Женевской Библии

Пс 138 Этот псалом — молитвенное обращение к Господу. Псалмопевец размышляет о Боге и от осмысления своей нерасторжимой связи с Господом переходит к просьбе о помощи. Наряду с утверждением суверенной власти Господа в псалме звучит тема близких личностных отношений между псалмопевцем и Всевышним.

138:1 Ты испытал меня и знаешь. Бог всеведущ и потому абсолютно все знает о псалмопевце, как и обо всем, сотворенном Им.

138:2 Ты разумеешь помышления мои. Все тайные помыслы человека открыты Богу, обладающему всеведением.

138:4 Еще нет слова на языке моем... уже знаешь его. И самые сокровенные мысли известны Богу, поэтому и молитва, не высказанная вслух, а произнесенная мысленно, также достигает Господа. См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».

138:5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Псалмопевец свободен в своих поступках, но лишь в рамках, установленных Господом.

полагаешь на мне руку Твою. Рукою Своей Бог направлял Давида всю его жизнь.

138:7 от Духа Твоего...от лица Твоего. Божественное присутствие разлито во всем тварном мире. Нет такого места во вселенной, где бы псалмопевец мог укрыться от взора Господа. Не смог укрыться от Него и Иона, решивший уклониться от порученной ему Господом проповеди в Ниневии. См. статью «Духовная природа Божества».

138:8 Взойду ли на небо... сойду ли в преисподнюю. С помощью противопоставлений в данном и в следующих стихах псалмопевец выражает идею вездесущности Господа. Он присутствует и на небесах, и в преисподней. Первое утверждение самоочевидно, второе нуждается в пояснении. Слову «преисподняя» в древнееврейском тексте соответствует «шеол», обозначающее также могилу, бездну, царство смерти. Бог вездесущ и всемогущ, так что и посмертное существование не лишено Его присутствия и находится в Его ведении. Таким образом, в этом стихе явственно звучит надежда на продолжение жизни за порогом смерти (ст. 10).

138:9 Возьму ли крылья зари... на край моря. Т.е. повсюду на земле псалмопевец ощутит присутствие Божие.

138:10 и там рука Твоя поведет меня. Бог не просто знает, где в тот или иной момент находится псалмопевец, но и, где бы тот ни был, помогает ему. См. статью «Вездесущий и Всемогущий».

десница Твоя. См. Пс 72:23−26; Пс 73:11; Пс 137:7.

138:11 тьма ... свет. Как и в ст. 8−10, псалмопевец проводит противопоставление, помогающее ему передать идею вездесущности Бога.

138:13 Ты устроил внутренности мои. Бог знал псалмопевца еще до его рождения, уже во время зачатия в утробе матери, где Господь сотворил его как личность.

138:14 Дивны дела Твои. Под «дивными делами» подразумевается чудо рождения.

138:16 в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные. Всеведение Божие не ограничено никакими временными рамками.

138:17 Как возвышенны для меня помышления Твои. Доскональное знание Господа о псалмопевце поражает его и в то же время вселяет в него ни с чем не сравнимую радость. Сознание того, что Творец не спускает с него Своего заботливого взора, утешает псалмопевца в несчастье (ст. 19−24).

138:19 О, если бы Ты... поразил нечестивого! См. Введение: Характерные особенности и темы.

Удалитесь от меня, кровожадные! Псалмопевец хочет отстраниться от нечестивых, ибо знает, что на них неминуемо обратится кара Господня.

138:22 Полною ненавистью ненавижу их. Псалмопевец живет в согласии с Господом; враги Господа — его личные враги.

138:23 Испытай... узнай. Псалмопевец уверен в своей невиновности и потому смело призывает Господа, знающего самые потаенные его помыслы, убедиться в ней (ср. ст. 1). Он готов следовать любым указаниям, которыми Господь станет направлять его на путь истины (ст. 24).

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.