Исход 34 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;
3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.
4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
5 И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6 И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода.
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу
9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10 И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
11 Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев;
12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас.
13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их,
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его — «ревнитель»; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жён сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лицо Моё с пустыми руками.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа, Бога Израилева,
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.
27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо своё покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым всё, что заповедано было.
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо своё, доколе не входил говорить с Ним.

Новой Женевской Библии

34:1 две скрижали каменные. Замена скрижалей знаменует собой возобновление завета с Израилем.

34:2 взойди утром на гору Синай. Встреча с Господом, описанная в гл. 19, должна повториться, но теперь Бог встречается с одним Моисеем.

34:5 сошел Господь. Осуществление откровения Божиего, обещанного в 33:19−33: Яхве проходит перед лицом Моисея и провозглашает Свое имя. Моисей получил исчерпывающий ответ на свою молитву. Собственная слава Бога явила Его сострадание и благодать.

34:5−7 См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». Согласно израильской традиции, существуют тринадцать наиболее известных эпитетов, относящихся к Самому Богу (ст. 6−7; Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 85:15; Пс 102:8; Пс 144:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2; Наум 1:3). Божия милость все еще распространяется на Израиль, несмотря на его падение (Быт 8:21−22; Ос 11:8).

34:6 многомилостивый и истинный. Или «преизобильный любовью и верностью». Любовь — это посвященность Бога Своему народу (15:13 и ком.). Верность — это Божия истинность; Бог верен Своему имени и Своим милостивым обетованиям, также Своему суду над грехом (ст. 7). Из-за этой любви и верности Бог не покинет Свой народ и будет обитать среди него в скинии.

34:9 да пойдет Владыка посреди нас. Это было как раз то, чего Господь не намеревался делать, ибо народ израильский был грешным и «жестоковыйным» (33:3, 5). Моисей же именно на этом основывает свое прошение о присутствии милостивого Бога: «Да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен». Затем звучит поразительная просьба: «Сделай нас наследием Твоим». Это не означает: «Дай нам наследие в Твоей земле» (33:2−3), но подразумевает другую просьбу: «Сделай нас Своим уделом из всех народов» (19:5).

34:10 соделаю чудеса. Бог обещает явить чудеса Израилю в качестве знамения возобновленного завета.

34:11−16 Бог предостерегает от отступничества. Обрядовые законы, перечисленные здесь, особенно предупреждают о тех деяниях, в которых Израиль согрешил или проявил слабость. Почти во всех стихах используется местоимение в форме единственного числа, ибо Бог заключает завет с Моисеем и только через него — с Израилем (ст. 27). Точно так же, как и в гл. 19−20, Моисей в одиночестве восходит на гору, а Бог нисходит к нему.

34:14−16 богу иному. Эта тема касается первой (ст. 14−16) и второй (ст. 17) заповедей.

34:18−26 Этот раздел соотносится с законами, изложенными в книге Завет (23:14−19).

34:27 слова сии. Т.е. условия, которые оговариваются в ст. 12−26.

34:29 стало сиять лучами. Букв.: «испускало рога (света)». Несмотря на то, что древнееврейский корень этого слова обычно означает «рог», вероятно, здесь имеются в виду именно лучи света (ср. Авв 3:4). Главенство Моисея было подтверждено отраженным светом Божией славы.

34:30 боялись подойти к нему. Подобная реакция напоминает события, описанные в гл. 19−20. Только когда израильтяне приблизились к Моисею и стали говорить с ним, они убедились, что это безопасно.

34:33 положил на лице свое покрывало. Только после того как Моисей перестал разговаривать с ними, он покрыл свое лицо. Слова Бога он должен был произносить с открытым лицом (т.е. без покрывала), и на лице его отражалось сияние Божией славы (см. 2Кор 3:12 — 4:6). Точно так же, без покрывала, Моисей получал откровение. Положение Моисея как посредника еще более возвышается с возобновлением завета; это указывает и на нашу потребность в Посреднике. Через Иисуса Христа новозаветные верующие имеют больший доступ к Богу по сравнению с тем, который имел Моисей.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 жестоковыен — непослушен, непокорен, своеволен; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.