Исход 9 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
2 ибо если ты не захочешь отпустить и ещё будешь удерживать его,
3 то вот, рука Господня будет на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая;
4 и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрёт ничего.
5 И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.
6 И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.
7 Фараон послал узнать, и вот, из скота сынов Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона;
9 и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.
10 Они взяли пепла из печи и предстали пред лицо фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.
11 И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.
12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.
13 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лицо фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твоё, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
15 так как Я простёр руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблён был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле;
17 ты ещё противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, —
18 вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне;
19 итак, пошли собрать стада твои и всё, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падёт град, и они умрут.
20 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы;
21 а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле.
22 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падёт град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
23 И простёр Моисей жезл свой к небу, и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую;
24 и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её.
25 И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал;
26 только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.
27 И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны;
28 помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать.
29 Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу, громы перестанут, и града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля;
30 но я знаю, что ты и рабы твои ещё не убоитесь Господа Бога.
31 Лён и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лён осеменился;
32 а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние.
33 И вышел Моисей от фараона из города и простёр руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю.
34 И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце своё сам и рабы его.
35 И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь через Моисея.

Новой Женевской Библии

9:1−7 Бог поражает болезнью весь египетский скот, а скот израильтян освобождает от этой напасти. Поскольку богиня неба Хатхор (а иногда и Нут) изображалась в виде коровы, а один из верховных богов — Амон — имел своей ипостасью бык (Аписа), падеж скота определенно был связан с земными ипостасями этих богов.

9:3 Библейское повествование не допускает никаких натуралистических объяснений, подобных тому, что моровая язва распространилась благодаря мертвым жабам.

9:5 назначил... время. Совершенно ясно, что это наказание не является результатом стечения обстоятельств.

завтра. Господь откладывает Свое наказание на один день. Это означает, что Он дал время богобоязненным египтянам, чтобы те смогли укрыть свой домашний скот в безопасном месте (ср. ст. 18−19).

9:6 вымер весь скот. Поскольку следующее наказание также поражает домашний скот, то эта фраза должна означать «весь скот, который был в поле» (ср. ст. 18−19).

9:7 См. 8:22 и ком.

9:8−12 Бог насылает на египтян нарывы и воспаления. Египтяне приписывали власть над болезнями Сехмет (богине с львиной головой), Суну — богу эпидемий и Изиде — богине исцеления. Однако эти божества не избавили людей и животных от мучений.

9:8 в глазах фараона. Это действие было совершено перед фараоном, дабы показать, что данное событие является сверхъестественным.

9:11 волхвы. Поражение волхвов стало очевидным с того момента, когда превратившийся в змея жезл Аарона поглотил тех змей, которых произвели волхвы (7:12). Египетские мудрецы сумели превратить воду в кровь и наплодить жаб, но при этом они смогли лишь усилить бедствия, а не прекратить их (7:22; 8:7). В конце концов волхвы были поражены нарывами и более уже никак себя не проявляли (9:11). Следует отметить, что у египтян были боги, покровительствовавшие магии (Изида) и заклинаниям (Пта, он же и создал заклинания).

9:14 Все наказания, поражающие Египет (букв.: «удары»), свидетельствуют о могущественной силе Божией руки (3:20; 7:25; 12:13). Последние три бедствия обрушиваются на Египет, когда жезл Господа простирается на небеса, на землю и вновь на небеса (9:22; 10:13, 21).

9:15−16 Бог милостив даже тогда, когда осуждает Египет. Он останавливает всеобщую гибель, дабы фараон мог познать Его силу и покаяться. Именно благодаря Божиему суду над фараоном имя Господа будет возвещено всем народам.

9:19−21 Эти стихи перекликаются с гл. 7 книги Бытие с тем, однако, отличием, что Ной был избран Богом ко спасению без каких-либо условий (как праведник), здесь же условием спасения египтян была их вера слову Божию (см. ст. 20−21), т.е. данный фрагмент — пусть в контексте земного бытия — утверждает принцип спасения по вере.

9:23 гром. Букв.: «голоса». Нут (богиня неба) и Сет (бог бурь) не смогли воспрепятствовать буре, а Озирис, Банебдженет (бог плодородия) и другие боги не сохранили урожай на полях.

9:27 я согрешил. Букв.: «я сбился с пути». Уточнение «на этот раз» исключает возможность воспринимать слова фараона как раскаяние.

9:31−32 Лен и ячмень цвели в январе, а сбор урожая происходил в марте-апреле; пшеница и полба поспевали на месяц позднее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.