Притчи 15 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
6 В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит.
10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более — сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдёт.
13 Весёлое сердце делает лицо весёлым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идёт прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
29 Далёк Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Новой Женевской Библии

15:1 См. ст. 2, 4, 7, 14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

15:2 См. 6:17, 24; 10:20, 31; 12:18−19.

15:3 См. 2Пар 16:9; Пс 32:13−14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).

15:4 древо жизни. См. 3:18 и ком.

15:5 См. 1:8; 6:20; 12:15; 13:1, 13, 18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.

15:6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3Цар 4:20−28), а с другой является метафорой мудрости (8:18−21).

15:7 См. ст. 2 и ком.

15:8 См. Ис 1:12−13; Ам 5:21−22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

15:10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2:12−15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2:18 и ком.

15:11 Преисподняя. См. ком. к 1:12.

Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.

15:12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1:22 и ком.).

15:13 См. ком. к 14:30.

15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15:15 См. 14:30 и ком.

пир. Здесь — метафора радости.

15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10:2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк 10:25).

15:17 Духовное родство крепче родства кровного.

15:18 См. ст. 1; 14:17, 29.

15:19 См. 6:6−11; 10:4; 13:4.

праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

15:24 См. 2:18−22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1:12.

15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8−9).

15:27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

15:29 См. ком. к ст. 8.

15:30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.

15:32 внимает обличению. См. 1:7; 11:2 и ком.

Примечания:

 
Синодальный перевод
18 утишает — заставляет успокоиться; укрощает, унимает утихомиривает; не путать с утешает.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.