Притчи 20 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
2 Гроза царя — как бы рёв льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
3 Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего.
5 Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими всё злое.
9 Кто может сказать: «я очистил моё сердце, я чист от греха моего?»
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
12 Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
14 «Дурно, дурно», — говорит покупатель, а когда отойдёт, хвалится.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
17 Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
18 Предприятия получают твёрдость через совещание, и по совещании веди войну.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
22 Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
23 Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
25 Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27 Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
29 Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.
30 Раны от побоев — врачевство против зла и удары, проникающие во внутренности чрева.

Новой Женевской Библии

20:2 См. 16:14.

20:3 См. 15:18; 17:14.

20:4 См. 6:6−11.

20:5 глубокие воды. См. ком. к 18:4.

вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения.

20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей.

20:7 См. 13:22 и ком.; 14:11.

Праведник. См. 8:18 и ком. Праведный отец — большее счастье для детей, нежели отец богатый.

20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом.

20:10 См. 11:1 и ком.

20:11 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости.

20:13 См. 6:6−11; 19:15.

20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи.

20:15 См. 3:14−15; 8:10−11; 16:16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее.

20:16 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду.

за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться.

20:17 См. 9:17.

хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды.

20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1:5; 15:22; ср. Лк 14:28−32).

20:20 См. Исх 21:17.

того светильник погаснет. См. 13:9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

20:21 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем.

20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор 32:35 и Рим 12:19). Бог спасает не народ в целом (Втор 32:35−36), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло.

20:23 См. ст. 10.

20:24 См. 16:1, 9 и ком.; 19:21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности.

20:27 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24).

20:28 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3:3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым (2Цар 7:11−14).

20:29 См. 16:31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается.

20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 сикера — крепкий алкоголь из меда, фруктового сока, зерна.
17 дресва — щебень, гравий, крупный песок, образующиеся при выветривании или разработке некоторых горных пород.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.