Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень;
2 и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии.
6 И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7 Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак и нашёл царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошёл от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11 Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним;
15 и молился Езекия пред лицом Господним и говорил:
16 Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
17 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого.
18 Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их
19 и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.
20 И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
21 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, —
22 вот слово, которое Господь изрёк о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима.
23 Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святого Израилева.
24 Через рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошёл на высоту гор, на рёбра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришёл на самую вершину его, в рощу сада его;
25 и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
26 Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?
27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился.
28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдёшь ли, Я знаю всё, знаю и дерзость твою против Меня.
29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Моё в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришёл.
30 И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год — самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.
31 И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесёт плод вверху,
32 ибо из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдёт он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришёл, возвратится, а в город сей не войдёт, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые.
37 И отступил, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Новой Женевской Библии

37:1 разодрал одежды свои и покрылся вретищем. Эти знаки скорби и раскаяния выражают смирение и осознание всецелой зависимости от воли Божией.

37:3 силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту (см. ком. 26:17−18).

37:4 Бог твой. То, что Езекия использует эти слова вместо «мой (наш) Бог», может являться признанием им того, что в прошлом он полагался на Египет, а не на Господа (см. ком. к 36:6).

хулить. Царь уверен, что Господь защитит Свое славное имя.

Бога живаго. Данные слова выражают веру Езекии и его ревность об имени Божием.

37:7 возвратится... поражу. См. ст. 36:37. Передавая Езекии слова Бога, Исаи стремится укрепить веру царя.

37:8−13 Сеннахирим снова пытается соблазнить Езекию отречься от веры в Бога и подчиниться владычеству ассирийцев.

37:8 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ.

37:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х.

37:10−11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею.

37:12 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений.

Гозан... Едена. Города в Месопотамии.

37:13 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36:18, 19; 10:7−9).

37:14−20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа — Царя, Творца и Спасителя (ср. 38:2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога.

37:16 Господи Саваоф. См. ком. к 1:9.

Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17:6; 21:17; 24:15; 29:23; 41:17; 45:3; 48:2; 52:12).

седящий на Херувимах. См. 1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:1; Пс 98:1. Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов.

Ты один Бог. См. 44:8; 45:5, 6, 14, 22; 46:9.

сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42:5; 45:8, 12, 18; 27:10−11).

37:17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана — об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев.

Бога живаго. См. 36:20.

37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2:8.

37:20 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25:9.

Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16.

37:21−35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу.

37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» — традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому «соискателю».

37:23 на кого возвысил голос. Сеннахирим (в лице Рабсака) возвысил голос на тех, кого охраняет и защищает Господь, следовательно — на Самого Господа.

Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

37:24 со множеством колесниц. Военная мощь составляла главный предмет гордости ассирийцев.

взошел на высоту гор. Поэтический оборот, выражающий величие. В данном контексте употреблен в ироническом значении (см. ком. к ст. 22).

Ливана. См. 33:9; 35:2.

37:25 откапывал я... осушу. Любые притязания на господство над мирозданием являются вызовом суверенной власти Бога.

37:26 Разве не слышал ты..? Риторический вопрос, утверждающий, что и Сеннахирим, и Рабсак не могли не знать того, о чем говорит Господь.

Я издавна сделал это. Ассирия является ничем иным, как орудием воли Божией.

предначертал. Посредством Ассирии свершилась Божественная воля в отношении царств мира сего (10:5−19; 40:6−8; Пс 36:1−2; Мих 4:9−13; см. ком. к 27:10−11).

37:28 Я знаю. Ассирия всецело во власти Господа и не сможет избежать Его суда (ср. Пс 138).

37:30 знамение. Ниспровержение ассирийцев и спасение остатка Израиля свидетельствуют о постоянстве, с которым Господь совершает Свой промысел.

в этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь — Бог Израилев.

37:31 остаток. Сохранившие верность Господу.

корень... плод. Мессианское пророчество. Господь не только обещает помощь, но, более того, говорит, что Иерусалим будет местом, откуда придет Спаситель (ст. 32). И это обетование — залог того, что Сеннахирим не сможет взять город.

37:35 охранять... спасти. Осада Иерусалима Сеннахиримом не принесла успеха Ассирии. Господь не покинул Свой народ, будучи верен обетованию, данному Давиду (8:8, 10; 2Цар 7:16).

раба. См. ком. к 20:3.

37:36−38 Чудесное спасение Иерусалима и поражение Ассирии.

37:36 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх 12:12.

37:38 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1).

убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей.

в землю Араратскую. В горные области Урарту.

Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.