Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота её — как цвет полевой.
7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава.
8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
10 Вот, Господь Бог грядёт с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его.
11 Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
15 Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём — для всесожжения.
17 Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твёрдо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унёс их, как солому.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой.
26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего»?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

Новой Женевской Библии

40:1 — 55:13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48:20, 21). Пророчества произнесены за полтора столетия до того, как начали совершаться указанные в них события (см. Введение: Трудности истолкования). Исаия предсказывает освобождение евреев из вавилонского плена по воле царя Кира (44:24 — 45:13) и пришествие Христа после возвращения в землю обетованную, Который крестными муками искупит грехи мира (42:1−7; 49:1−13; 50:4−11; 52:13 — 53:12); окончательное спасение Израиля в последние времена (51:6). Все пророчества Исаии сплетаются воедино, образуя плотную ткань повествования. По мысли Исаии, восстановление Израильского царства после пленения знаменует начало нового века, а первый опыт спасения через посредничество Божиего слуги, Кира, соединяется для пророка с окончательным спасением, которое дарует людям Сын Божий — Христос. Незыблемость пророчеств Исаии с особой полнотой открывается избранным в наше время, после того, как эти и многие другие пророчества исполнились в Иисусе Христе и продолжают исполняться в Его Церкви (2Пет 1:19).

40:1 — 48:22 Пророчества о грядущем царстве славы Божией.

40:1−31 В этих стихах Исаия благовествует о милости Божией и Его спасительном могуществе, осознание которых заставит Его народ довериться своему великому Царю и навсегда проститься со страхом перед другими народами и их ложными богами.

40:1 Утешайте, утешайте. С этими словами Господь обращается ко всему сонму ангелов и вместе с ними — к пророкам (ст. 6; 44:26); другим глашатаям Своей воли Господь повелевает не утешать народ, а благовествовать ему (ст. 9−11; 52:7). Повторение этих слов в дальнейшем (51:9, 17; 52:1, 11; 57:14; 62:10; 65:1) придает им еще большую силу и значение.

народ Мой. Несмотря на то что народ Израиля восставал против Бога, он остается Его народом. Эти слова, запечатлевшие неизменную Божию любовь к Израилю, много раз встречаются у Исаии (1:3; 3:12, 15; 43:20; 51:4, 16; 53:8; 58:1; 61:7; 65:10, 22).

40:2 говорите... возвещайте. Слова, обращенные к провозвестникам Божественного спасения, стоят, как и в предыдущем стихе, во множественном числе (ст. 1 и ком.).

к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену.

борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех.

от руки Господней. См. ком. к 27:9; ср. 51:17.

принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51:19), и Господь готов простить Свой народ (43:24; 44:22; 48:9; Откр 1:5).

40:3 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя (Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 1:76; Лк 3:4−5; Ин 1:23), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия.

в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14:17; 25:5; 27:10; 35:1; 64:10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32:15−16; 35:1, 6; 41:18−19; 43:19−20; 48:21).

приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57:14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62:10).

путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием.

40:4 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла.

40:5 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа (Лк 2:30−31; Ин 1:14). Освобождение из плена — явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа (Ин 1:14) и как будет в час Его Второго пришествия.

всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли (Быт 9:17; Мф 2:1−11; Мф 16:27; Мф 24:30; Деян 28:28; 2Кор 3:18).

40:6 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии.

трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни.

40:7 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру (Пс 102:16; Иер 4:11; Иез 17:10).

40:8 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55:8−11).

40:9 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении.

вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10:11.

40:10 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13:4).

мышца. Сила Божия.

награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии.

40:11 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе (Пс 22:1−4; Пс 77:52; Пс 79:1; Иер 31:10; Иез 34:11−16; Мих 2:12; Ин 10:11).

40:12−26 См. статью «Духовная природа Божества».

40:17 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией.

40:18 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46:5). См. статью «Духовная природа Божества».

40:19 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться.

40:21 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие.

от начала... из оснований..? Слава и величие Божии открываются в явлениях природы (Рим 1:20).

40:22 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66:1).

над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод.

шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42:5; 44:24; 51:13; Пс 17:11; Пс 18:4).

40:23 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2:22).

40:24 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6:7.

40:25 Святый. См. ком. к 1:4.

40:26 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении (Рим 1:18−32).

воинство их. Звезды.

40:27 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.

сокрыт... забыто. Во гневе Господь сокрыл от людей Свое лицо (49:14; 54:8), однако, будучи милостив, употребит Свое могущество для их спасения.

40:28−31 См. статью «Самобытие Бога».

40:28 не утомляется и не изнемогает... неисследим. Господь являет Собой полную противоположность тем, над кем Он простирает Свою власть (44:11−18). См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».

40:31 обновятся в силе. Господь придаст силы.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 стезя — путь, дорога.
10 грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.