Исаия 42 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиёт и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростёрший землю с произведениями её, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
8 Я Господь, это — Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдёт, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города её, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озёра;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги».
18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
22 Но это народ разорённый и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

Новой Женевской Библии

42:1−13 Рассматриваемые стихи представляют собой первую из четырех представленных в 40:1 — 55:13 торжественных песен во славу совершенного Слуги Господа (в Синодальном переводе назван «Отроком»; 49:1−9; 50:4−11; 52:13 — 53:12; ср. 61:1−11).

42:1−4 Отрок. Точнее: «Слуга» (см. ком. к 20:3). Слугой Исаия называет Христа, однако в известном смысле это слово применимо и к верным сынам Израиля до Его пришествия (41:8 и ком.), к апостолам (Деян 26:23) и к Его Церкви (1Пет 2:21−22).

42:1 Я держу. См. ком. к 41:10.

избранный. См. ком. к 14:1−2.

благоволит. Божественный Слуга источает благодать, ибо Он есть Возлюбленный Сын Божий (56:7; 58:5; 60:10; 61:2; 62:4; Мф 3:17; Мк1:11; Лк 9:35).

дух Мой. Дух Божий сообщает чудесному Слуге мудрость и могущество.

возвестит народам суд. Господь утвердит на земле Свое царство правды (см. ком. к 1:21). В первых четырех стихах рассматриваемой главы слово «суд» повторяете трижды, что свидетельствует об особой значимости этого понятия.

42:3 не переломит. Будет сострадателен и заботлив к людям слабым, надломленным.

льна курящегося. Речь идет о людях, почти утративших веру и надежду.

суд по истине. См. ком. к 1:21; ср. 2:2−4. Слуге суждено исполнить Божественную волю и, превзойдя Моисея (Втор 18:15−18; Деян 3:21−36), утвердить на земле новый завет, знаменующий окончательное исполнение закона (ст. 6; 2Кор 3:3; Евр 8:7−13).

42:4 будут уповать острова. Не только народ израильский, но все народы.

42:5−9 Служение Слуги несет свет Божественной истины и евреям, и язычникам.

42:5 Господь Бог. Господь есть Бог всякой твари, Которому подвластны все народы.

сотворивший небеса... землю. См. ком. к 4:5.

дыхание... дух. Творец всего сущего (Пс 103:30; Деян 17:24, 25) посылает людям Своего Сына, дабы Он возродил их для новой жизни.

42:6 в завет для народа. Иисус Христос скрепит узы нового завета Своими страданиями и крестной смертью за грехи всего мира (53:4−6; Иер 31:34; Евр 8:6−13; Евр 9:15) и Своею Кровью очистит людские души, даруя им знание о Боге — закон, который отныне будет начертан Духом Божиим в их сердцах (Иер 31:33; 2Кор 3:3). Таинственные узы завета, который свяжет Израиль с Богом (49:6−8), пророки именуют «новым заветом» (Иер 31:31), «заветом мира» (54:10), «вечным заветом» (55:3) или просто «заветом», как в данном стихе.

свет для язычников. Мессия принесет свет божественной истины язычникам.

42:7 Поэтические образы и символы стиха характеризуют смысл и содержание земного служения Мессии — вывести народы из тьмы и темницы греха к свету примирения с Богом.

42:8 См. статью «Божия слава».

Я Господь. Иегова — Единый Вечный.

не дам славы Моей никому. Никто и ничто, кроме Единого Господа, Творца неба и земли, не может именоваться Богом, и ни к кому более не должно быть обращено поклонение людей.

42:9 прежде сбылось. Эти слова относятся к каре, постигшей Дамаск, Самарию, Ниневию и Иудею (см. ком. к 41:22), и служат утверждением, что и предсказанный приход Мессии также сбудется.

42:10 новую песнь. Спасенные воспоют новую песнь подобно тому, как пели Моисей и Мариам, став свидетелями спасительных деяний Божиих (Исх 15:1, 21; ср. Пс 148:1; Откр 5:9; Откр 14:3).

от концов земли. Т.е. повсюду, по всей земле.

42:11 Кидар. См. ком. к 21:16; Пс 119:5; Иер 2:10; Иер 49:28−29.

42:13 исполин... муж браней. См. Исх 15:3. В этих словах Господь вновь предстает Божественным Воителем, к Которому обращены упования всех живущих (см. ком. к 1:9).

ревность. Рвение, стремление, желание.

42:14−43:13 Исаия обращается к пленникам с проповедью веры в новые деяния Божий.

42:14−17 В этих стихах Исаия говорит о приближении дня избавления.

42:14 молчал... удерживался. Царство Божие утвердится не вдруг, однако рано или поздно Господь создаст его во всей полноте (ср. 63:15; 64:12).

теперь. Это слово указывает на начало новых спасительных деяний Божиих (43:1, 19; 44:1; 48:6−7, 16; 49:5, 19).

42:16 поведу... не оставлю. Эти слова Господа Бога совпадают с тем, что сказано о служении Мессии (ст. 6:7), таким образом, Мессия явится исполнителем воли Бога.

42:18 глухие. См. ком. к 29:18.

слепые. См. ком. к 29:18.

42:21 возвеличить и прославить закон. Величие Божественного закона в конечном счете выразится в установлении Его Царства на земле. См. Мф 5:17−18.

42:22 разоренный и разграбленный... в подземельях. Этот стих описывает положение народа израильского, томившегося в ассирийском плену; однако он может пониматься шире — все человечество пребывает в плену у греха.

42:24 Иакова на разорение и Израиля. Намек на уже состоявшийся разгром ассирийцами Израильского царства (в 722 г. до Р.Х.) и предстоящее падение царства Иудейского от вавилонского нашествия в 586 г. до Р.Х.

42:25 ярость гнева. См. ком. к 10:5.

войны. Господь Воинств является Своему народу, обрекая Самарию и Иудею на опустошительное нашествие ассирийцев и вавилонян.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.