Исаия 53 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом.
5 Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Новой Женевской Библии

53:1−3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги.

53:1 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ (Ин 12:38; Рим 10:16), ибо язычники, за небольшим исключением (52:15), так и остались в неверии.

слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52:15).

открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе.

53:2 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

ни вида, ни величия. См. Мф 21:1−11; Мф 27:29.

53:3 презрен и умален. См. 49:7; Пс 21:7; Плач 1:1−3; Плач 2:15−16.

53:4−6 Эти стихи раскрывают искупительный смысл страданий Божиего Раба.

53:4 немощи... болезни. Христос принес Себя в жертву за грехи человечества (ст. 5) и избавил людей от их мучительных последствий (ст. 6, 11, 12).

поражаем... Богом. Христос был поражен Богом за грехи людей.

наказуем и уничижен. Люди взирали на страдания Христа (ст. 3) как на заслуженное наказание, не сознавая, что Господь приносит Себя в жертву, чтобы искупить их (Мф 8:17; ср. Рим 4:25; 2Пет 2:24).

53:5 изъязвлен. См. Пс 21:17; 3ах. 12:10; Ин 19:34.

ранами Его мы исцелились. Эти слова представляют собой исповедание веры в искупительную силу страданий и смерти Божиего Слуги, в Чьей власти находите духовное и физическое преображение избранных (1Пет 2:24). Будучи исцелены духовно, святые умерли для греха, и отныне ничто не препятствует их служению праведности (Рим 6:6; 1Пет 2:24).

53:6 Все мы... всех нас. Несмотря на то, что Исаия говорит здесь об избранном остатке Израиля, Христос страдал и умер за «всех нас» именно потому, что «все мы» греховны, и, следовательно, каждый человек причастен к тайне Его крестных мук. См. статьи: «Первородный грех и всеобщая греховность»; «Предопределенное искупление».

блуждали... совратились. См. 1Пет 2:25.

возложил. Господь возложил на Своего Слугу грехи всего мира и принес Его в жертву за всех людей (Лев 16:21; 1Пет 2:24).

53:7 как овца... как агнец. Христос подобен Агнцу Божиему (Ин 1:29; 1Кор 5:7; Откр 5:6, 12; Откр 13:8) в Своем послушании воле Господа и в Своей молчаливой покорности (ср. Мф 26:63; Мф 27:12, 14; 1Пет 2:23) так же, как и в венце небесной славы (Откр 5:12; Откр 13:8).

53:8 От уз и суда. Это может указывать одновременно и на неправедный суд синедриона и на то, что умерев на кресте, Христос не предстал перед судом Божиим и не подвергся вечным узам смерти, а, как невинная и святая Жертва, воскрес из мертвых. См. статью «Искупление».

за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим.

53:9 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский — богатый человек, который, будучи верным учеником Христа (Мф 27:57−60), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней (Ин 19:31−37), и сбылось сказанное в Писании.

не сделал греха, и не было лжи. См. 1Пет 2:22.

53:10 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся «по определенному совету и предведению Божию» (Деян 2:23).

жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога (Лев 5:14 — 6:7; Лев 7:1−7; Лев 14:12; Лев 19:21).

потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; Гал 3:26−29).

53:11 Праведник. См. Рим 5:19; статью «Оправдание и заслуги».

оправдает. См. ст. 4−6 и ком.

многих. См. ком. к ст. 8.

грехи... понесет. Исаия подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12).

53:12 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41:8; 52:13).

великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни.

предал душу Свою на смерть. См. 53:4; Лк 22:37; Евр 9:28; Флп 2:7−8; 1Пет 2:24.

к злодеям. См. Мф 27:38; Лк 22:37; Лк 23:33.

ходатаем. Страдая на кресте, Христос молился за грешника (Лк 23:34; Евр 7:25).

Страдающий Слуга.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.