Иеремия 10 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев.
2 Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся.
3 Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
4 покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.
5 Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.
6 Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твоё велико могуществом.
7 Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе.
8 Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение — это дерево.
9 Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото — из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них — гиацинт и пурпур: всё это — дело людей искусных.
10 А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.
11 Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес.
12 Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса.
13 По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих.
14 Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа.
15 Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут.
16 Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его; имя Его — Господь Саваоф.
17 Убирай с земли имущество твоё, имеющая сидеть в осаде;
18 ибо так говорит Господь: вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их.
19 Горе мне в моём сокрушении; мучительна рана моя, но я говорю сам в себе: «подлинно, это моя скорбь, и я буду нести её;
20 шатёр мой опустошён, и все верёвки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их: некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих,
21 ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно».
22 Несётся слух: вот он идёт, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов.
23 Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.
24 Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоём, чтобы не умалить меня.
25 Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего; ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили.

Новой Женевской Библии

10:2 знамений небесных. Иеремия имеет в виду поклонение небесным светилам (см. 8:2 и ком.).

страшатся. Поклоняясь ложным богам, человек испытывает страх перед ними. Почитание же небесных тел внушает особый трепет: светила представляются чем-то сверхъестественным. Библейское богословие устраняет саму основу такого страха, показывая, что небесные тела суть творения Божии (Быт, гл. 1; Ис 40:26).

10:3−4 пустота. С этой фразы берет свое начало суровое обличение идолопоклонства (см. также Ис 44:9, 20).

серебром и золотом. Деревянные идолы покрывались серебром и золотом (ср. ст. 9).

10:7 убоится. В Библии под страхом Божиим подразумевается нечто большее, чем боязнь Божиего суда. Это понятие включает в себя благоговение, трепет, почитание и обожание, которые внушает человеку Бог Своим величием и святостью (см., напр., Пс 2:11−12).

Царь народов. В этих словах пророк бросает вызов ложным божествам, которым, как, например, вавилонскому Мардуку, также приписывалась власть над народами (ср. Ис 43:15; Ис 46:1).

мудрецами. Возможно, эти мудрецы, чья мудрость сравнивается с Божией (10:12), подобны тем волшебникам и чародеям, о которых рассказывает пророк Даниил (см. Дан 2:12).

10:8 бессмысленны и глупы; пустое учение. Ср. Притч 3:11.

10:9 из Фарсиса... Уфаза. Первый из этих городов находится в Испании, а местонахождение второго неизвестно.

10:10 истина... Бог живой. См. Втор 5:26.

Царь вечный. См. ком. к ст. 7; а также Исх 15:18; 2Цар 7:13. Иеремия утверждает вечную природу Царства Божиего, невзирая на то, что дом Давидов приближается к концу своей истории.

гнева... негодования. См. Пс 96:5.

10:12 силою ... мудростью ... разумом. Могущество истинного Бога, явленное Им в творении, вновь служит Иеремии доказательством в споре против чужеземных богов. См. Притч 8:22−31.

10:13 По гласу Его... из хранилищ Своих. См. Пс 28:3−4; Пс 134:5−7. Упоминание о власти Божией над дождем непосредственно связано с молитвами, которые возносили Ваалу (см. 3Цар 17:1).

10:16 доля Иакова... наследия Его. Представление о Боге как о «доле», первоначально относившееся к левитам, но впоследствии получившее более широкий смысл, см. в Чис 18:20; Пс 15:5. Обе метафоры раскрывают природу отношений Бога и народа израильского внутри завета.

10:19 Горе мне... мучительна рана. См. 4:19−21. Метафоры физического страдания (6:7; 14:17; 30:12−13; 15:17).

10:20 дети мои ушли. Картина бездетности предстает через описание запустения, которое повлек за собой вавилонский плен. Сам Иеремия был обречен на бездетность, чтобы слова его приобрели силу (16:2).

10:21 пастыри сделались бессмысленны. Безрассудство теперь характеризует правителей (см. ком. к 2:8; 10:8, 14).

не искали Господа. Вместо этого они прибегали к заклинаниям языческих «мудрецов» (8:2; 10:7 и ком.).

10:23 Знаю... путь его. См. Притч 16:9.

10:25 Ср. Пс 78:6−7. Иудея призывает гнев Божий на другие народы, несмотря на то, что главнейшим ее пороком было уподобление им.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.