Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 О сыновьях Аммоновых так говорит Господь: разве нет сыновей у Израиля? разве нет у него наследника? Почему же Малхом завладел Гадом и народ его живёт в городах его?
2 Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города её будут сожжены огнём, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь.
3 Рыдай, Есевон, ибо опустошён Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдёт в плен вместе со священниками и князьями своими.
4 Что хвалишься долинами? Потечёт долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто придёт ко мне?»
5 Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих, говорит Господь Бог Саваоф; разбежитесь кто куда, и никто не соберёт разбежавшихся.
6 Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь.
7 О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? разве не стало совета у разумных? разве оскудела мудрость их?
8 Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель Исава Я наведу на него, — время посещения Моего.
9 Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то, верно, оставили бы несколько недобранных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они похитили бы сколько им нужно.
10 А Я донага оберу Исава, открою потаённые места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.
11 Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня.
12 Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить её, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу.
13 Ибо Мною клянусь, говорит Господь, что ужасом, посмеянием, пустынею и проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями.
14 Я слышал слух от Господа, и посол послан к народам сказать: соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну.
15 Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми.
16 Грозное положение твоё и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя, говорит Господь.
17 И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его.
18 Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нём.
19 Вот, восходит он, как лев, от возвышения Иордана на укреплённые жилища; но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи, и кто избран, того поставлю над нею. Ибо кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня? и какой пастырь противостанет Мне?
20 Итак, выслушайте определение Господа, какое Он постановил об Едоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их.
21 От шума падения их потрясётся земля, и отголосок крика их слышен будет у Чермного моря.
22 Вот, как орёл поднимется он, и полетит, и распустит крылья свои над Восором; и сердце храбрых Идумеян будет в тот день как сердце женщины в родах.
23 О Дамаске. — Посрамлены Емаф и Арпад, ибо, услышав скорбную весть, они уныли; тревога на море, успокоиться не могут.
24 Оробел Дамаск и обратился в бегство; страх овладел им; боль и муки схватили его, как женщину в родах.
25 Как не уцелел город славы, город радости моей?
26 Итак, падут юноши его на улицах его, и все воины погибнут в тот день, говорит Господь Саваоф.
27 И зажгу огонь в стенах Дамаска, и истребит чертоги Венадада.
28 О Кидаре и о царствах Асорских, которые поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, так говорит Господь: вставайте, выступайте против Кидара и опустошайте сыновей востока!
29 Шатры их и овец их возьмут себе, и покровы их и всю утварь их, и верблюдов их возьмут, и будут кричать им: «ужас отовсюду!»
30 Бегите, уходите скорее, сокройтесь в пропасти, жители Асора, говорит Господь, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, сделал решение о вас и составил против вас замысел.
31 Вставайте, выступайте против народа мирного, живущего беспечно, говорит Господь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут поодиночке.
32 Верблюды их отданы будут в добычу, и множество стад их — на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.
33 И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нём.
34 Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама, в начале царствования Седекии, царя Иудейского:
35 так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их.
36 И наведу на Елам четыре ветра от четырёх краёв неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты.
37 И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.
38 И поставлю престол Мой в Еламе, и истреблю там царя и князей, говорит Господь.
39 Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь.

Новой Женевской Библии

49:1−6 Эти стихи предсказывают участь аммонитян (см. Иез 25:1−7; Ам 1:13−15). Обитавшие на востоке от Иордана аммонитяне исконно враждовали с Израилем (Суд 11:4−33; 1Цар 11:1−11; 2Цар, гл. 10; 3Цар 4:13−19). Вместе с моавитянами они противостояли Вавилону (27:3), однако подобно им оказали Навуходоносору военную поддержку против Иудеи (4Цар 24:2). Судя по враждебному отношению аммонитян к Годолии (40:13 — 41:3), они в конце концов восстали против владычеств Вавилона, что, по-видимому, повлекло за собой его ответное нападение, навсегда положившее конец существованию аммонитян как самостоятельного народа.

49:2 в Равве. Ученые отождествляют этот город с современным Амманом.

49:3 Есевон. Расположенный на границе, этот город, возможно, принадлежал в свое время аммонитянам (Суд 11:26).

Гай. Речь идет не о том Гае, который принадлежал израильтянам, а о каком-то ином, неизвестном нам городе.

49:7−22 Эти пророчества относятся к жителям Едома (см. также Ис 21:11−12; Иез 25:12−14; Ам 1:11−12; Авд, гл. 1−16). Кроме того, см. Иер 27:3 и ком. к 49:1−3. Идумеяне, исконно враждовавшие с израильтянами (см., напр., 2Цар 8:13−14), заключили союз с вавилонянами против Иудеи.

49:7 в Фемане. Крупный город идумеян на южном побережье Мертвого моря.

49:8 Исава. Исаву, брату Иакова, было дано прозвание Едом (Быт 25:29−30). См. также Авд, гл. 10.

49:13 Мною клянусь. См. ком. к Быт 22:16.

Восор. Этот город, являвшийся во времена Иеремии столицей страны Едомской, не следует смешивать с другим Восором, который принадлежал моавитянам (48:24).

49:22 как орел. Возможно, речь идет о Навуходоносоре (как в 48:40), хотя в большей степени покорителями идумеян следует считать измаильтян, потомков Наваиофа.

49:23 О Дамаске... Емаф и Арпад. Крупнейшие арамейские города-государства.

49:28−33 Пророчества об аравийских царствах. Племена кочевников-аравитян нередко угрожали оседлым народам (Суд 6:1−6). Данное пророчество, возможно, относится к выступлениям аравитян против Навуходоносора в 599−598 гг. до Р.Х.

49:28 О Кидаре. Это арабское племя было хорошо известно в ветхозаветные времена (см. Быт 25:13; Ис 21:16−17; Ис 42:11).

о царствах Асорских. Эти царства также находились в Аравийской пустыне. В их число, возможно, входили Дедан, Фема и Вуз (25:23−24).

сыновей востока. Аравийские племена (см. Суд 6:3; Суд 7:12; Иов 1:3).

49:31 народа мирного, живущего беспечно... ни дверей, ни запоров нет у него. Поселения кочевых народов не имели городских стен, при своем образе жизни они не нуждались в укрепленных городах. Таким образом, кочевники с их поселениями не могли противостоять хорошо вооруженным завоевателям.

49:34−39 Это пророчество говорит об участи Елама, расположенного к востоку от Вавилона и некогда исключительно сильного государства. Елам оказался под владычеством ассирийцев и обрел самостоятельность уже в вавилонский период. По-видимому, пророчество относится ко времени войны вавилонян против Елама в 596−594 гг. до Р.Х.

Примечания:

 
Синодальный перевод
21 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.