Иеремия 7 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сём месте.
4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,
6 не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сём, и не пойдёте вослед иных богов на беду себе, —
7 то Я оставлю вас жить на месте сём, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.
8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9 Как! вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете,
10 и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
11 Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё? Вот, Я видел это, говорит Господь.
12 Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, —
14 то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.
15 И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, всё семя Ефремово.
16 Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.
17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.
19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих, к стыду своему?
20 Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет.
21 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;
22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
24 Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом.
25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;
26 но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих.
27 И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят.
28 Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их.
29 Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлёкший гнев Его.
30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Моё, чтобы осквернить его;
31 и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
33 И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их.
34 И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.

Новой Женевской Библии

7:1 — 10:25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен.

7:2 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость.

все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников (Исх 23:14−18), участвовать в которых следовало «всему Израилю».

7:3 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся.

7:4 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени.

7:5−6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор 13:1−3; Втор 14:28−29).

проливать невинной крови. См. 19:4.

7:9 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос 4:2), причем особо подчеркивается нарушение первой (Исх 20:3).

7:10 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор 12:5; 3Цар 8:43, где слово «место» означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3Цар 8:27).

мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво.

7:11 вертепом разбойников. См. Мф 21:13.

7:12 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим (Нав 18:1; 1Цар 1:9). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда.

7:13 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему — одна из важнейших тем книги пророка (см. 6:17; 11:7−8; 25:3; ср. 4Цар 17:13−14).

7:16 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка — быть заступником перед Богом. См. Быт 20:7; Исх 32:11−14.

7:18 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть.

для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44:19, 25.

7:20 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос 2:18).

7:21 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных (Лев 1:9), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар 15:22−23).

7:22−23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении (Быт 4:4−5 и ком.; Мих 6:6−8; Евр 11:4, 6).

Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев 26:12).

7:24 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3:17; Быт 6:5. Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу.

7:29 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту (Чис 6:5−9).

7:30 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм (4Цар 21:7), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее.

7:31 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар 23:8−9).

7:32 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными (Исх 13:2; Исх 34:19−20). Приношение в жертву детей было воспрещено (Лев 18:21; Лев 20:2, 5). Ср. также 4Цар 23:10 и ком.

долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» (Мф 18:9).

Примечания:

 
Синодальный перевод
26 выя — шея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.