Левит 11 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоённые копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из всех, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12 все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.
13 Из птиц же гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
20 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырёх ногах, скверны для нас;
21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырёх ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
22 сих ешьте из них: саранчу с её породою, солам с её породою, харгол с её породою и хагаб с её породою.
23 Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;
24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснётся к трупу их, нечист будет до вечера;
25 и всякий, кто возьмёт труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жуёт жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснётся к нему, будет нечист.
27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснётся к трупу их, нечист будет до вечера;
28 кто возьмёт труп их, тот должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.
29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с её породою,
30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, —
31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснётся к ним мёртвым, нечист будет до вечера.
32 И всё, на что упадёт которое-нибудь из них мёртвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
33 если же которое-нибудь из них упадёт в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нём будет нечисто, и самый сосуд разбейте.
34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет, и всякое питьё, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.
35 Всё, на что упадёт что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;
36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснётся к трупу их, тот нечист.
37 И если что-нибудь от трупа их упадёт на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
38 если же тогда, как вода налита на семя, упадёт на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
39 И когда умрёт какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера; и тот, кто понесёт труп его, должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера.
41 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;
42 всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырёх ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя через них нечистыми, чтоб быть через них нечистыми,
44 ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
45 ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.
46 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.

Новой Женевской Библии

11:1 — 16:34 В этих главах Моисей говорит о различении чистого и нечистого, что является основополагающим и для понимания всей Библии. Иегова, святой Бог Израиля, требует от Своего народа святости; нечистый человек или человек, соприкасавшийся с нечистотой, должен был воздерживаться от публичного поклонения до тех пор, пока не очистится. Бог представляет Собой совершенную жизнь, поэтому отклонение, которое предполагало смерть или могло привести к ней, было признаком нечистоты: болезнь, тленность, разложение. Жизнь и смерть не должны смешиваться, и поэтому нечистое ни при каких условиях не может войти в Божие присутствие. Физическая чистота естественным образом сочетается с нравственной. Все постановления в гл. 12−16 должны выделить народ Божий из среды других народов, воспитать в нем особую бдительность и осторожность по отношению к возможным осквернениям.

11:1−46 Моисей обучает израильтян принципам чистоты, определяя их более конкретно. У библейских авторов нет прямых указаний на то, что лежит в основе классификации животных по принципу чистоты или нечистоты. Возможно, дело в том, что плотоядные животные и хищные птицы питаются мясом других животных вместе с их кровью, что строго запрещается человеку (7:26). В богословском смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву.

11:2−8 Жвачные парнокопытные животные считались чистыми, их можно было употреблять в пищу.

11:9−12 Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.

11:13−19 Из птиц только хищные считались нечистыми.

11:20−23 Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только тех, которые были похожи на птиц.

11:44 См. статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога».

11:45 будьте святы. Слово «святой» означает «отделенный». Святость свойственна только Богу. Святость Израиля — это результат его избрания из других народов для уникальных взаимоотношений с единственным истинным и живым Богом. Бог освятил Израиль (т.е. «отделил» Израиль), заключив с ним завет. История Израиля как «святого народа» началась с появления Господа на горе Синай (Исх, гл. 19). Божий завет, помимо прочего, дал этому народу нравственные и юридические законы, а система жертвоприношений, установленная Богом, должна была очищать израильтян от греха. В Исх, гл. 19, где описывается явление Господа Бога на горе Синай, Израилю был дан практический урок, что значит быть «святым народом»: они выстирали свои одежды, избегали приближения к горе и воздерживались от супружеского общения (ст. 10−15:21−24; Евр 12:18−21). Иисус Христос, ходатай нового завета (Евр 8:6; Евр 9:15; Евр 12:24), также требует совершенства (Мф 5:48), но Своей совершенной жертвой, которая навсегда смывает с избранных их грехи (Евр, гл. 9−10), Он Сам дарует новому Израилю святость. Святой Дух, свидетельствующий о Христе, запечатлевает нравственный Божий закон «на плотяных скрижалях сердца» верующих (2Кор 3:3). Без этой святости никто не увидит Бога (Евр 12:14).

Примечания:

 
Синодальный перевод
19 нетопырь — род гладконосых летучих мышей.
30 анака — род ящерицы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.