Аввакум 2 глава

Книга пророка Аввакума
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?
2 И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать,
3 ибо видение относится ещё к определённому времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, — надолго ли? — и обременяет себя залогами!»
7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?
8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нём.
9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!
10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
11 Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им:
12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?
14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
15 Горе тебе, который подаёшь ближнему твоему питьё с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!
16 Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
17 Ибо злодейство твоё на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашённых животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нём.
18 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение?
19 Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет.
20 А Господь — во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его!

Новой Женевской Библии

2:1−20 Второй ответ Бога: будет жизнь праведным и горе — нечестивым. Аввакум получает ответ на свои мучительные вопросы: Бог покажет, что Он справедлив и что Он оправдывает тех, кто верит в Него. Окончательным завершением истории станет поклонение единому святому и справедливому Царю (ст. 20). Судьба народов и людей будет определяться их отношением к этому Царю, которое проявляется в их жизни либо как неотступное послушание Ему, либо как надменное отвержение Бога (ср. Пс 2:10−12).

2:1−5 Господь раскрывает главное различие между праведным и нечестивым.

2:1 На стражу мою стал... на башне. Мучительные вопросы Аввакума обращены к источнику всяческой мудрости. Слова пророка указывают на его решимость и упорство в ожидании ответа. Откровение ни в коем случае не может быть вырвано силой.

2:2 запиши. См. Наум 1:1. Чтобы сохранить и передать людям ответ Бога, необходимо его записать.

скрижалях. Множественное число может означать большую скрижаль.

читающий. Вестник, который читает послание.

2:3 к определенному времени... не отменится. Прежде чем раскрытое в видении сбудется, должно пройти определенное время. Это промедление не следует рассматривать как неисполнение откровения или обман. Это время следует прожить, имея в виду поручительство Господа в том, что приближается исполнение. Кара, свершившаяся через Кира, настигла вавилонян спустя долгое время после видения Аввакума — 29 октября 539 г. до Р.Х.

2:4 Приказав Аввакуму записать откровение и ждать его осуществления (ст. 2:3), Господь далее раскрывает существенное различие между нечестивыми (вавилонянами) и праведными (остаток евреев): злые помыслы и дела нечестивых — это путь, который ведет к гибели и поражению; праведные же верой обретут дорогу, ведущую к жизни и победе. Это указание Бога стало словом утешения для Аввакума и поворотным пунктом в его внутренней борьбе, проистекающей из-за того, что Господь использовал нечестивых вавилонян как орудие кары в отношении Своего народа.

душа надменная. Царь Вавилонский и его царство — олицетворение всемирного зла. Ср. 1:7, 10−11. Высокомерная самоуверенность вавилонян противополагается смиренной вере в Бога живого.

не успокоится. Весь внутренний склад вавилонян отвергает то, что праведно и ведет к жизни.

праведный своею верою жив будет. Это слово утешения и поддержки для Аввакума и остатка верных Богу. Господь обещает, что в стране, которая переполнена злом (1:2−4) и на которую направлен Его гнев, сохранятся праведные, которые верою в Того, Кто во гневе помнит о милости (3:2), вступят на путь, ведущий к жизни. В Быт 15:6 Господь обещает дать жизнь омертвелому телу Сарры и она сможет иметь детей. В откровении Аввакуму Господь обещает жизнь (и победу) праведникам из омертвелого (отпавшего от Бога) еврейского народа, так же, как Он дал жизнь и победу народу Израиля, выведя его из рабства (3:13−19). Как Авраам с верою терпеливо ждал исполнения Богом обещанного (Евр 6:15), так и Аввакум и остаток верных Господу должны терпеливо ждать исполнения обетовании Божиих (ст. 3; 3:16).

Жить по вере (Книга пророка Аввакума 2:4).

2:5 вино, не успокаивается. Эта метафора дополняет описание безрассудной надменности нечестивых, т.е. вавилонян (ст. 4). Словно опьяненные вином, они неудержимо несутся по своему роковому пути.

так что... народы. Гордыня ненасытна в своей безрассудной страсти к самовозвеличиванию.

2:6−20 Скорбь Аввакума переходит в поклонение. Эта часть текста представляет собой отдельное целостное литературное произведение. Стих 5 связывает этот отрывок с полученным Аввакумом откровением. Нечестивая надменность не может избежать высшей кары, предрекаемой в пяти пророчествах о горе (Наум 3:1−19), выражающих радость гонимых и страдающих, которые видят низвержение тирана.

2:6−8 Первое пророчество о горе обрекает наказанию стремление к власти и обогащению.

будут. Пророк описывает будущие события, как если бы они уже совершились.

все. Те, кто страдал под вавилонским игом.

горе. Этот крик боли, напоминающий похоронные стенания, подчеркивает, что деяния тирана сеют смерть.

обременяет себя залогами. Букв.: «имущество, взятое в залог».

2:7−8 Описание полного поворота судьбы, когда нечестивый пожинает то, что посеял, и злодеяния уравновешиваются воздаянием.

2:9−11 Второе предсказание о горе предрекает крушение иллюзий о безопасности народа.

2:9 гнездо свое на высоте. Хищные птицы устраивают свои гнезда на высоких и недоступных местах. Подобно этому, вавилоняне считали свое положение в мире несокрушимо прочным (Ис 14:13−14).

2:10 Безопасность за счет других приносит позор, а не славу, гибель, а не защищенность.

2:12−14 Третье предсказание о горе — это приговор попыткам тирана увековечить свою славу.

2:12 строящему город на крови. Навуходоносор особенно гордился тем, что построил Вавилон (Дан 4:27), и упоминал о многих покоренных народах, давших подневольную рабочую силу.

2:14 славы Господа. Т.е. знанием Бога живого и Его славных деяний.

2:15−17 Четвертое предсказание о горе — это приговор Вавилону «за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».

2:15 ближнему. Возможно, имеются в виду собратья или прежние союзники.

2:16 тебе чаша. Т.е. карающий суд (напр., Ис 51:17−23). Зло, которое вавилоняне делали другим, в будущем настигнет их самих.

2:17 злодейство... на тебя. Военные походы наносили значительный ущерб природе, всему живому.

2:18−20 Пятое предсказание о горе содержит осуждение идолопоклонства (Ис 44:9−20; Ис 57:12−13). Религия определяет образ жизни. Успехи в войне и строительстве цари приписывали своим богам и отчитывались перед ними в своих деяниях.

2:18 лжеучителя. Т.е. не учителя вообще, поскольку истуканы не могут учить создавших их.

2:19 обложен золотом... дыхания в нем нет. Хотя внешне идолы могут быть прекрасны, они не имеют жизни.

2:20 Противопоставление безжизненных идолов Богу живому.

храме. Букв.: «дворец», «чертог», «резиденция» — слово, которое может относиться к небесному или земному святилищу, из которого Господь завета правит миром (напр., Пс 10:4).

да молчит вся земля пред лицем Его! Пророчество, обличающее гордых и нечестивых, достигает высшей точки, когда говорится о всеобщем молчаливом поклонении (ст. 14) Всемогущему Богу (Пс 45:11; Ис 45:22−23) в Его величественном присутствии.

Примечания:

 
Синодальный перевод
16 десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.