От Матфея 10 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
33 а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч,
35 ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Новой Женевской Библии

10:2 Апостолов. Греческое слово «апостолы» означает «полномочные посланники, обладающие властью пославшего их». Заметим, что двенадцать апостолов наделены властью делать то же, что делал Иисус (10:7, 8).

10:3 Фаддей. Вероятно, это Иуда, сын (или брат) Иакова, о котором упоминается у Луки (6:15) и в Деяниях апостолов (1:13).

10:4 Симон Кананит. Симон Зилот (Лк 6:15). Зилоты призывали к военным действиям против Рима и являлись внушительной политической силой. Возможно, Симон был связан с этим движением, прежде чем Иисус призвал его, и за ним осталось такое прозвище.

10:5 — 11:1 Некоторые положения этой главы, касающиеся учения Иисуса об апостольском призвании, встречаются и в других Евангелиях.

10:5 не ходите. Хотя Иисус уже откликался на веру язычника (8:10), служение Его учеников, как и Его служение до страданий и воскресения (15:24), сосредоточено на «природных» сынах Царства. Отметим, однако, что Он не запрещает проповедовать язычникам, которых апостолы встретят на пути к Израилю, но не позволяет идти в языческие земли.

10:7−8 проповедуйте... исцеляйте... воскрешайте. Дела, сотворенные Самим Иисусом в знак того, что приблизилось Царство. Иисус велит ученикам творить то же, что творил Он (гл. 8−9).

10:8 даром давайте. Царство было дано апостолам даром; если они будут торговать им, это оскорбит Бога и затемнит саму природу Благой Вести как свободного дара. Однако нуждаться они не будут; им не надо «брать собою» (как бы «про запас») лишних денег и еды (ст. 9−10), Бог насытит их. Такова идея христианской жизни.

10:14 отрясите прах. Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой. Город, который не принял учеников, — не принял Иисуса и стал в духовном смысле «языческим», а значит — подлежащим суду, как Содом и Гоморра (Деян 13:51).

10:17−20 Как говорилось выше (см. ком. к 10:5 — 11:1), эти стихи предвосхищают более позднее и широкое призвание, чем то, немедленное, в ст. 5. Преследовать учеников будут и иудейские (ст. 17), и языческие (ст. 18) власти. Но ученики не должны отвечать им, как язычники, которые нанимают профессиональных защитников — адвокатов. Их защитит Святой Дух (Деян 4:8).

10:22 ненавидимы всеми. Т.е. самыми разными людьми. Это ссылка на Мих 7:6 — текст, который Иисус позже цитирует (ст. 35).

10:23 не успеете обойти... как придет Сын Человеческий. Есть несколько точек зрения на то, что значит здесь «придет Сын Человеческий». Вот основные из них:

1. Речь идет о Втором пришествии и суде в конце времен; такой взгляд хорош тем, что его легко связать употреблением этих слов в других местах (24:30; 25:31; 26:64), хотя 16:28 ему противоречит. Трудность также в том, что тогда ст. 24 или ст. 16−23 вырваны из контекста.

2. Речь идет о вознесении Христа после Его воскресения и о сошествии Духа Святого в Пятидесятницу. Здесь трудность иная: нет никаких свидетельств о том, что до воскресения Христа учеников преследовали так жестоко, как говорится в ст. 17−22. Кроме того, в Деян 1:4 говорится, что ученики должны приступить к исполнению своего призвания после Пятидесятницы.

3. Иисус просто хочет сказать: «как Я догоню вас». Но и в этом случае не совсем ясно, как это связано с преследованиями, описанными в ст. 17−22, а значение слов «пришествие Сына Человеческого» в других местах таково, что исключает подобное толкование.

4. Речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Тогда «придет» — означает «придет судить Израиль как народ». Здесь подразумевается близкое будущее; «Израиль» — это народ израильский; совпадает и то, что до 70 г. гонения были. Кроме того, слова эти, все-таки, скорее обращены к ученикам, чем к поколению, которое родится через две тысячи лет. Такое объяснение можно увязать и другими стихами, где говорится о пришествии Сына Человеческого.

10:25 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

10:26−31 Повеление бояться Бога, а не людей, возможно, развивает стих из Исаии (8:12−13). Поддерживают его три довода: 1) деяния плохих людей будут обличены; 2) люди могут убить только тело, не душу, а Бог может наказать навеки и душу, и тело; 3) Бог правит всем, вплоть до того, упадет ли «малая птица» (букв.: «воробей») или волос с головы. Библия последовательно учит, что лучший ответ Богу — страх и благоговение.

10:28 в геенне. См. ком. к 5:22.

душу. В Библии это слово обычно означает не столько внутренний, психический мир человека, его содержание, сколько личное существование — жизнь во всех ее проявлениях (ср. 10:39).

10:34−35 не мир, но меч. Михей (6:6) говорит о воинственности и своеволии Израиля во времена Ахаза. История Израиля «предрекает» историю Иисуса (см. ком. к 2:15), а ее распри и межусобица предвещают то, что последует за приходом Мессии — семьи и те разделятся. Хотя Христос приносит мир в сердце, принятие Благой Вести делает жизнь более сложной, ибо Иисус требует преданности, стоящей выше житейских уз (ст. 37−39).

10:38 кто не берет креста. Речь идет не о каком-то конкретном бремени, а о полном послушании Иисусу и уподоблении Ему вплоть до смерти.

10:41 пророка... праведника. Этот стих подчеркивает, что, принимая посланного, мы принимаем пославшего (ст. 40).

10:42 малых сих. Не исключено, что речь идет о детях, но фраза относится к ученикам Иисуса, которые должны детям уподобиться (18:1−6, 10, 14). Слова Иисуса о награде подчеркивают, как важно принимать верующих, которые кажутся самыми неприметными (25:40, 45), и помогать им.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
23 приидет — придёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.