Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови».
20 В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём»; и: «достоинство его да приимет другой».
21 Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Новой Женевской Библии

1:1 Первую книгу. Букв.: «предыдущий отчет», т.е. Евангелие от Луки, на что, в частности, указывает повторное упоминание Феофила (Лк 1:3).

о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Дела и слова Иисуса, записанные Лукой в его Евангелии.

1:2 вознесся. Лк 24:50−52 указывает место, где произошло вознесение: селение Вифания (на восточном склоне Елеонской горы, к востоку от Иерусалима).

дав Святым Духом повеления. Общаясь с апостолами после воскресения, Иисус Духом Святым уверил их в реальности Своего воскресения (Ин, гл. 20; 21) и в том, что Он истинно Мессия (Лк 24:44−49), передал им дары Духа Святого (Ин 20:22−23), показал, что воскрес в теле, физически (Лк 24:37−43).

которых Он избрал. Иисус Сам изначально избрал Своих учеников, зная, что один из них, Иуда, станет предателем (Лк 6:12−16).

1:3 явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами. Явления воскресшего Христа (Мф, гл. 28; Мк, гл. 16; Лк, гл. 24; Ин, гл. 20−21; 1Кор 15:5−7) имели значение неоспоримого свидетельства сверхъестественности личности Христа и Его дела. Важно было, чтобы событие воскресения было подтверждено очевидцами, учениками (1:22).

в продолжение сорока дней. Столько времени продлилось земное служение Иисуса после воскресения. Вслед за вознесением Христа прошло еще десять дней, которые апостолы провели в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа, которое произошло в праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи).

1:4 ждите обещанного от Отца. Дух Святой был дарован и Отцом, и Сыном Его Иисусом (Ин 14:1, 26; Ин 15:26).

1:5 Иоанн крестил водою. Иоанн Креститель крестил множество народа (Мф 3:5−6, 13−15; Мк 1:5, 9; Лк 3:7−16.21). Водное крещение Иоанна, крещение покаяния (Мк 1:4), являлось прообразом крещения Духом Святым и огнем (Лк 3:16) во времена Мессии. См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

через несколько дней. Т.е. дней, остававшихся до Пятидесятницы.

1:6 не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слова Иисуса (Мф 19:28) навели учеников на мысль, что Он, возможно, свергнет власть римлян и восстановит царство Израильское.

1:7 не ваше дело знать времена или сроки. Т.е. определенный период или точную дату Второго пришествия Иисуса Христа на землю (ср. 1Фес 5:2).

1:8 сойдет на вас Дух Святый. Иисус имеет в виду, что Святой Дух засвидетельствует факт Своего руководства их жизнью и внешним, видимым образом: сильным ветром, огненными языками, способностью апостолов говорить на иностранных языках (Деян, гл. 2).

свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Благовестие в Иерусалиме (гл. 2) показывает, как дело Божие охватило весь мир: «Иудеи... из всякого народа» (2:5), услышавшие проповедь и уверовавшие, пронесли ее по всей земле. Книга Деяний подробно рассказывает, как благовествование распространилось по Иерусалиму (Деян 3:1 — 8:1), по Иудее и Самарии — до Антиохии Сирийской (8:1 — 12:25) и дальше (13:1 — 28:31).

1:9 Он поднялся. См. статью «Вознесение Иисуса».

1:10 два мужа в белой одежде. Белая одежда символизирует прославление (Мф 17:2; Мк 9:3; Откр 1:14; Откр 3:4−5, 18; Откр 4:4; Откр 7:14).

1:11 мужи Галилейские! Присутствовавшие одиннадцать учеников были родом из Галилеи; двенадцатый — Иуда — происходил из Кариота в Иудее.

таким же образом. Иисус придет вновь в Своем прославленном воскресшем теле, на облаках небесных (Мф 24:30; Мф 26:64; Мк 14:62; 1Фес 4:16−17; Откр 1:7). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа».

1:12 с горы, называемой Елеон. Холм за Кедронской долиной к востоку от городской стены Иерусалима. Ученики были с Иисусом на горе вблизи Вифании (Лк 24:50).

в расстоянии субботнего пути. Максимальное расстояние, которое позволялось преодолевать в субботу. Раввины исчисляли его длину в две тысячи локтей — 1000 метров.

1:13 взошли в горницу, где и пребывали. Вероятно, здесь ученики скрывались, опасаясь иудеев. Это могла быть та же горница, где они совершили Пасху и Иисус установил вечерю Господню (Мк 14:25), либо комната в доме Марии, родственниц Варнавы (Кол 4:10), где позднее собирались христиане (12:12). Вероятно, горница находилась недалеко от дворов храма, где собирались толпы пришедших в Иерусалим иудеев (2:5−12).

Варфоломей. Известен также под именем Нафанаил (Ин 1:45; Ин 21:2).

Иаков Алфеев. Иаков «меньший» (Мк 15:40).

Зилот. Возможно, это прозвище указывает на то, что ранее Симон принадлежал к группе мятежников-зилотов.

Иуда, брат Иакова. «Иуда Иаковлев». Его же называли Фаддеем (Мф 10:3; Мк 3:18).

1:14 пребывали в молитве и молении. В оригинале: «пребывали в постоянной молитве». Иисус приучил Своих учеников молиться во всех случаях жизни. В своем Евангелии Лука приводит примеры молитвы (часто в уединении) Самого Иисуса (3:21; 5:16; 6:12; 9:18, 28, 29; 11:1; 22:32, 41, 42; 23:34, 46).

с некоторыми женами. Это, без сомнения, женщины, следовавшие за Иисусом, помогавшие Его делу и позаботившиеся о Нем после Его смерти (Мф 27:55−56; Мф 28:1; Мк15:40−41; Лк 8:2−3; Лк 23:49; Лк 24:1, 22).

Мариею, Материю Иисуса. Последнее упоминание о матери Иисуса в Новом Завете.

с братьями Его. Это сводные братья Иисуса (Мф 13:55; Лк 8:19−21; Ин 7:3, 10).

1:15 И в те дни. Десять дней между сорокадневным пребыванием Иисуса с апостолами (1:3) и днем Пятидесятницы (2:1).

1:16 мужи братия. Петр обращается непосредственно к мужчинам, потому что ведет речь о замене Иуды Искариота — одного из двенадцати мужей, изначально избранных Иисусом на апостольское служение (Мф 10:2−4).

Надлежало исполниться тому, что в Писании. Слова из псалмов (68:26 и 108:8), приведенные в ст. 20, отнесены Петром прямо к Иуде Искариоту. Теперь «его достоинство» должен унаследовать кто-то другой.

предрек Дух Святый устами Давида. Дух Святой, используя поэтическое дарование Давида, вдохновил его облечь в словесную форму это пророчество.

1:17 получил жребий служения сего. В Своем провидении Бог попустил, чтоб Иуда некоторое время разделял служение апостолов.

1:18 приобрел землю. Иуда косвенным образом приобрел землю, когда вернул плату за предательство первосвященникам и старейшинам, которые на эти средства выкупили место для погребения странников, называемое «земля крови» (Мф 27:8), по-арамейски: «акелдама».

неправедною мздою. Т.е. деньгами, полученными неправедным путем.

низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его. Матфей сообщает, что Иуда удавился (Мф 27:5). Возможно, здесь описывается то, что произошло с телом Иуды после.

1:21−22 Петр излагает критерии определения апостольства.

1:21 надобно, чтобы один из тех. Ср. ст. 24: «которого Ты избрал». Петр и другие ученики осознают, что они ответственны за выбор преемника на место Иуды, поэтому избрание должно произойти под державным водительством Божиим.

когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. Это выражение охватывает все время общественного служения Иисуса от Его крещения до Его вознесения.

1:23 И поставили двоих. Очевидно, Иосиф и Матфий были избраны из большого числа «свидетелей воскресения» (согласно ст. 15, присутствовавших было около 120 человек).

1:26 бросили о них жребий. Ветхозаветный обычай, помогавший определить волю Божию (см. Исх 28:30).

к... Апостолам. См. статью «Апостолы».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.