Деяния 13 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нём прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесённою вывел их из неё,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырёхсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
25 При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нём никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нём, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мёртвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
33 как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
34 А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сём сказал так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно».
35 Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление».
36 Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;
37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
39 и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:
41 «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам».
42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращённые из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47 Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
49 И слово Господне распространялось по всей стране.
50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почётных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
51 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
52 А ученики исполнялись радости и Духа Святого.

Новой Женевской Библии

Павел направляется в Галатию (Первое миссионерское путешествие, Деян 13; 14).

13:1 пророки и учители. См. Еф 4:11. Здесь слова «пророки» и «учители», по-видимому, синонимичны.

Варнава. См. ком. к 4:36.

Симеон, называемый Нигер. «Нигер» (лат.) — черный. Смуглый человек, возможно выходец из Африки. Это мог быть Симон Киринеянин (Лк 23:26), сыновья которого Александр и Руф были членами христианской общины в Риме (Мк 15:21; ср. Рим 16:13).

Луций Киринеянин. Киринея — столица Римской провинции Киринаика (на территории современной Ливии).

13:3 возложив на них руки. Признав, что Дух Святой выделил Варнаву и Савла, на них официально возложили руки, подтвердив внешне то, что уже совершил Святой Дух (ст. 2) и что Он намеревался совершить, посылая их на проповедь (ст. 4; ср. 14:23; 1Тим 4:14).

13:4 в Селевкию. Порт, расположенный в двадцати пяти километрах к западу от Антиохии и в семи километрах к северу от устья реки Оронт.

Кипр. Остров в Средиземном море.

13:5 быв в Саламине. Они проплыли на юго-запад около двухсот километров от Селевкии до Саламина (восточное побережье Кипра) — одного из важных центров острова. Административной столицей острова был Пафос на западном берегу, километрах в ста сорока от Саламина.

13:6 волхва, лжепророка, Иудеянина. Греческое слово «магос» означает «мудрец» (Мф 2:1), «волшебник», «чародей». Хотя волшебство было запрещено в иудействе, оно все же существовало. Вариисус («сын Иешуа») был лжепророком.

13:7 с проконсулом Сергием Павлом. Возможно, это был Луций Сергий Павел — должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18:12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату.

13:8 Елима. Второе имя Вариисуса.

13:9 Савл, он же и Павел. Савл — еврейское имя, Павел — римское имя апостола. В качестве римского гражданина Павел имел два, а может быть, и три имени. Он пользовался своим римским именем и прежде обращения Сергия Павла. В дальнейшем Лука говорит уже не «Варнава и Савл», а «Павел и Варнава», за исключением того места, где говорится о возвращении этих проповедников в Иерусалимскую церковь; в данном случае ведущая роль отводилась Варнаве (14:14).

13:13 прибыли в Пергию, в Памфилии. На южном побережье Малой Азии, к северо-западу от Кипра, находилась Памфилия, бедная в экономическом отношении римская провинция. Город Пергия был расположен километрах в девятнадцати восточнее морского порта Атталия.

13:14 в Антиохию Писидийскую. Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской.

13:15 После чтения закона и пророков. Синагогальное богослужение того времени включало исповедание веры (Втор 6:4), молитву «Восемнадцать благословений», чтение закона, чтение из пророческих книг, истолкование, наставление (Лк 4:16−30) и заключительное благословение.

13:20 около четырехсот пятидесяти лет. Около четырехсот лет, к которым прибавляется сорок лет скитаний в пустыне и период завоеваний под водительством Иисуса Навина (см. ком. к 7:6).

13:33 написано. Павел особо выделяет воскресение Иисуса — главное в свидетельстве апостолов (1:22). Он приводит три места из ветхозаветных Писаний (Пс 2:7; 15:10; Ис 55:3), содержащих пророчества о Христе.

Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. Т.е. ныне, восставив Тебя из мертвых, Я показал явно, что Ты Мой Сын, и Я — Твой Отец.

13:39 Закон направляет грешника ко Христу (Гал 3:24), ибо «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2:16). «Оправдаться» означает получить оправдание от Бога (Рим 3:21−22) и, следовательно, прощение грехов (Еф 1:7).

13:46 вам первым надлежало быть проповедану слову Божию. Поскольку Мессия Иисус произошел от иудеев (Быт 12:3), Павел соответственно применяет принцип «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16). Он признает, что Божий промысл простирается и на язычников (Ис 49:6), с чем не желали согласиться иудеи, жившие в Антиохии Писидийской.

13:48 уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Божие суверенное избрание проявлялось в том, что люди осознавали свою греховность и приходили к покаянию (11:18; 2Тим 2:25) и вере во Христа (Еф 2:8). Лука пользуется пассивной формой («предуставлены») и указывает таким образом, что действующая сила — Бог. Только Бог дарует вечную жизнь (Мф 25:46; Ин 10:28; Ин 17:2). Слово «предуставлены» указывает на то, что действие уже совершилось в прошлом, но результаты его проявляются в настоящее время. В прошлом Бог предопределил спасение язычников (Быт 12:1−3; Ис 42:6; Ис 49:6).

13:51 отрясши... прах от ног своих. По иудейскому обычаю — знак неодобрения и несогласия (Мф 10:14).

пошли в Иконию. Павел и Варнава преодолели около ста тридцати километров на юго-восток от Антиохии Писидийской до Иконии.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
25 поприще — путь, дистанция.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.