Деяния 16 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Дошёл он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
4 Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.
7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.
9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел.
15 Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа её, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлёк меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
35 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
36 Темничный страж объявил о сём Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак, выйдите теперь и идите с миром.
37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.
40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

Новой Женевской Библии

16:1 ученик, именем Тимофей. Павел нашел этого юношу в немногочисленной иудейской общине Листры. Так как отец Тимофея был грек, Тимофей не был обрезан. Но поскольку его мать была иудейкой, Павел посчитал, что, совершая над ним обрезание, он не нарушает принципа свободы язычников от закона.

16:6 через Фригию и Галатийскую страну. Это — южная часть обширной Галатийской провинции. В нее входили Фригия, Антиохия Писидийская и ее округ.

в Асии. Провинция Асия, расположенная в западной части Малой Азии, включала город Эфес, куда позже Бог послал Павла (гл. 19).

16:7 Дойдя до Мисии. Павел и Сила дошли до области, простиравшейся на северо-запад от Фригии.

16:8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. Троада — укрепленный морской порт на Эгейском море.

16:10 Здесь начинается первый раздел текста, где автор прибегает к местоимению «мы», подразумевая свое пребывание вместе с Павлом и Силой. См. Введение: Автор.

16:11 в Самофракию. Большой остров в северной части Эгейского моря.

а на другой день в Неаполь. Современный Кавала.

16:12 в Филиппы. Филипп II, царь Македонии (отец Александра Македонского) основал здесь большую греческую колонию, назвав ее — Филиппы. Римляне захватили ее в 167 г. до Р.Х. и присоединили к Македонской провинции своей империи.

16:13 молитвенный дом. Дословно: «место для молитвы». Согласно иудейскому закону, чтобы основать синагогу, требовалось, по меньшей мере, десять человек мужчин-иудеев. Если синагоги не было, выбиралось место для молитвы под открытым небом.

с собравшимися там женщинами. Женщины, вероятно, собирались неофициально, просто читали и изучали Писание и рады были участию в их собраниях любого иудейского наставника, кому случалось посетить их.

16:14 из города Фиатир. Расположенные километрах в пятидесяти к юго-востоку от Пергама, Фиатиры были городом древнего Лидийского царства; позднее вошли в состав Асийской провинции Римской империи. Фиатиры были знамениты своими красильнями и производством пурпурных тканей (напр., царской багряницы).

Господь отверз сердце ее. Необходимо особое Божественное озарение и воздействие, чтобы сердце, ослепленное грехом, отозвалось на благовестие (Иер 13:23; Ин 6:44, 65; Рим 9:16; 1Кор 2:14). Благодаря такому призыву Божию все, кто был избран Богом в Его любви, приходят к вере (13:48; 2Фес 2:13−14; 2Тим 1:9−10).

16:15 крестилась она и домашние ее. На протяжении всей истории искупления Бог нередко изливал Свою милость на целые семейства (Быт 17:7−14; Деян 2:38−39; Деян 11:14; Деян 16:31). Крещение целых домов в Книге Деяний — яркие тому пример (10:47−48; 16:31−33; ср. 1Кор 1:16). Учитывая, что такие крещения были, видимо, обычной практикой, можно с уверенностью предположить, что она охватывала детей и даже младенцев.

16:16 одержимая духом прорицательным. Букв.: «духом Пифона». Первоначально это выражение относилось к мифическому змею, который охранял храм и святилище греческого божества Аполлона в Дельфах. Позднее оно стало обозначать одержимого демоном человека или чревовещателя. Жители Филипп, вероятно, считали ее одержимой демоном, предсказывавшим будущее.

16:17 Бога Всевышнего. Иудей отнес бы такое определение к Яхве, язычник — к Зевсу.

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. В соответствии с общепринятым значением имени «Бог Всевышний» всем было понятно: Павел стремился передать мысль, что Иисус, будучи Богом, изгнал демона.

16:19 схватили Павла и Силу. Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука — родом из Антиохии Сирийской и Тимофей — из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению.

16:21 проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Обвинение состояло в том, что Павел и Сила распространяли незаконную религию и тем самым нарушали «римский мир» (римский правопорядок).

16:22 сорвав с них одежды, велели бить их палками. Павел и Сила были римскими гражданами (ст. 37) и по римским законам не должны были подвергаться такому обращению.

16:26 отворились все двери. Ср. 5:19; 12:10.

16:27 хотел умертвить себя. По римскому законодательству, если пленник совершал побег, тюремщик должен был принять смерть вместо него (12:19).

16:31 ты и весь дом твой. См. 2:38−39; 10:24, 48; 16:15 и ком.

16:37 нас, Римских граждан. Павел решительно прибегает к своему праву римского гражданина не подвергаться побоям и пыткам. Если римских граждан судил римский суд, они имели право апеллировать по своему делу к императору (25:11; 26:32).

16:40 пришли к Лидии. Ранние христиане часто собирались на свое богослужение в частных домах (ср. Флм 1:2).

увидев братьев. Слово «братья» обычно относится ко всем верующим; в данном случае оно включает Лидию и ее домашних, служанку, а также, вероятно, темничного стража с его домашними и Луку, который в то время был в Филиппах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.