Откровение 1 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко.
4 Иоанн — семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
7 Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
10 Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскалённые в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей.
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18 и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
19 Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
20 Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Новой Женевской Библии

1:1 чему надлежит быть вскоре. См. 22:6, 7, 10, 12, 20. Духовная война происходит на всем протяжении земного бытия Церкви. «Последние дни», возвещенные пророчествами Ветхого Завета, открылись с воскресением Христа (Деян 2:16−17). Время ожидания минуло, Бог вводит человечество в заключительную фазу его духовного становления. Именно в этом смысле нынешние дни являются «последним временем» (1Ин 2:18).

1:2 свидетельство Иисуса Христа. Т.е. Евангелие Иисуса Христа, Благая Весть о Его воскресении. Само Откровение есть послание, назначение которого — укрепить христианское свидетельство. Откровение обладает полнотой Божественного авторитета и подлинностью (22:20, 6, 16; 19:10).

1:3 Блажен читающий и слушающие. В Откровении не только изрекаются слова осуждения неверующим, но и благословения верующим (14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14).

слова пророчества сего. См. 22:7−10, 18−19. Как и ветхозаветные пророчества, Откровение сочетает видения будущего с увещаниями верующих. Пророчество — это особая богодухновенная форма раскрытия движущей силы истории, соединяющей все разрозненные события в единую картину причинно-следственных связей.

соблюдающие. Т.е. исполняющие. Благословение приходит не к слушателям, но к исполнителям услышанного.

1:4−5 Приветствие, характерное для жанра посланий.

1:4 Иоанн. См. Введение: Автор.

Семи церквам. См. 1:11; 2:1 — 3:22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность (Быт 2:2−3). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам.

Асии. Асия (Азия) — провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции.

Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3:14−22. См. ком. к 1:8.

от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4:5; Зах 4:2, 6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец («Который есть»), Сын (1:5) и Дух (ср. 1Пет 1:1−2; 2Кор 13:14).

1:5 свидетель верный. См. ком. к 1:2.

первенец. См. ком. к 1:18.

владыка. См. ком. к 4:1−5:14.

1:5−8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение.

омывшему нас. В оригинале: «избавившему нас». См. ком. к 5:1−14.

1:6 Поклонение Богу и прославление Его — основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы.

соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу (Евр 10:19−22; 1Пет 2:5−9). В будущем они будут царствовать с Ним (2:26−27; 3:21; 5:10; 20:4, 6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю (Исх 19:6). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5:9−10).

Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4:1 — 5:14).

1:8 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он — Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение «есть и был и грядет» (см. ком. к 4:1 — 5:14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей (Рим 8:18−25).

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия.

1:9 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2:2−3, 13, 19; 3:10; 6:11; 13:10; 14:12; 16:15; 18:4; 22:7, 11, 14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии.

1:10 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте.

в день воскресный. В оригинале: «день Господень», т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19:1−10).

слышал... громкий голос. Громозвучность указывает на силу и вселенское значение слышанного и виденного Иоанном (1:15; 4:1, 5; 5:2, 12; 6:1; 7:2, 10; 8:5, 13; 10:3; 11:12, 15, 19; 12:10; 14:7, 9, 15, 18; 19:1, 3, 6, 17).

1:11 церквам. См. ком. к 1:4.

Семь церквей Откровения.

1:12−20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21:22−24). Выражение «подобный Сыну Человеческому» отсылает к книге Даниила (7:13). Повествование 1:12−16 напоминает видения пророков Даниила (7:9−10; 10:5−6) и Иезекииля (1:25−28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки — в первую очередь над церквами (1:20 — 3:22), а также над всей вселенной (1:17−18; 2:27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1:17−18; 17:14; 19:11−16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение.

Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1:20; Мф 5:14−16). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники (Исх 25:31−40; 3Цар 7:49). Свет, как одно из свойств Бога (1Ин 1:5), находит свое наивысшее проявление во Христе (Ин 1:4, 5; 8:12; 9:5; Деян 26:13); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10:1; Иез 1:13), в естественном свете (21:23; Быт 1:3), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке (Мф 5:14−15). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной (Еф 1:10; Кол 1:16−17). Поскольку все творение содержится Христом (Кол 1:17), тринитарные образы в 1:12−20 и 4:1 — 5:14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

1:15 шум вод многих. См. ком. к 1:10.

1:16 Меч. См. 19:15; Евр 4:12; Ис 11:4.

как солнце. См. 21:22−25; Ис 60:1−3, 19−20.

1:17 Я есмь Первый и Последний. То же, что «Альфа и Омега» (1:8 и ком.; 2:8; 22:13; Ис41:4; 44:6; 48:12).

1:18 живый. Иначе: живущий. Воскресение Христа и Его новая жизнь обусловливают новую жизнь Его народа (2:8; 5:9−10; 20:4−5) и обновление всего творения (22:1).

имею ключи... смерти. Эти слова предвосхищают 20:14.

1:19 Этот стих, вероятно, указывает на разделение содержания Откровения по времени на прошлое (1:12−16), настоящее (2:1 — 3:22) и будущее (4:1 — 22:5). Однако такое разделение весьма относительно, поскольку некоторые фрагменты содержания каждой части относятся ко всем трем периодам.

1:20 Ангелы. «Ангел» означает «вестник». В Слове Божием оно может относиться к людям, особенно пастырям церквей, или к ангелам как духовным сущностям. Видная роль, отводимая ангелам в Откровении, побуждает думать, что здесь имеются в виду именно ангелы как служебные духи (22:6; Дан 10:10−21).

Семь церквей Откровения.

Примечания:

 
Синодальный перевод
4, 11 церквам — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквям», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
4 + ст. 7, 8, грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
12 обратился — в смысле обернулся, повернулся.
13 облеченного — одетого.
13 перси — грудь.
14 во́лна — устаревшее, церковнославянское; шерсть, особенно овечья.
15 халколиван — неизвестный металл, возможно медь или бронза.
16 + ст. 17, 20, десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.