Откровение 2 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы;
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
6 Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив:
9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
13 знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа.
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
19 знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых.
20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
21 Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась.
22 Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
23 И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
25 только то, что имеете, держите, пока приду.
26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Новой Женевской Библии

2:1 — 3:22 В соответствии с нуждами каждой церкви Христос обращает к ней слова поддержки или укоризны, увещания или обетования. Во всех посланиях имеются указания на обстоятельства или обычаи именно данного города, часть которых, несомненно, осталась нам неизвестной. В то же время, ко всем церквам обращен общий призыв сохранять верность и терпение до тех пор, пока все обетования не исполнятся в небесном Иерусалиме. Борьба, которую ведут церкви, противопоставляется покою и блаженству, изображаемому в 21:1 — 22:5. В обращениях ко всем церквам, кроме Лаодикийской, увещания начинаются с упоминания какой-нибудь детали величественного видения, описанного в 1:12−20, что придает этим обращениям убедительность и универсальное значение (см. ком. к 1:4).

Все послания имеют одинаковое построение.

1. Обращение: «Ангелу... церкви напиши».

2. Указание на Божественного Автора послания со ссылкой на признаки Его величия, описанные в 1:12−20: «Так говорит...»

3. Утверждение: «Знаю».

4. Оценка: укоры и (или) похвалы.

5. Обетование или предостережение.

6. Обетование награды побеждающему.

7. Призыв внимать: «Имеющий ухо да слышит».

Шестой и седьмой компоненты послания иногда меняются местами, а пятый объединяется с четвертым.

2:5 сдвину светильник твой. Расположение города Ефеса пришлось перенести из-за смещения русла реки Каистры, на которой он стоял. Таким образом, он был «сдвинут» со своего прежнего места. По аналогии, Христос предостерегает, что сместит и перестроит Ефесскую церковь, если ее члены не покаются.

2:6 Николаитов. Еретическая группа, воззрения которой нигде не описаны.

2:7 побеждающему. Это и подобные ему обращения к другим церквам обещают святым, сохранившим верность, участие во всех аспектах жизни нового Иерусалима (2:11, 17, 26; 3:5, 12, 21; 21:1−22:5).

вкушать от древа жизни. См. ком. к 22:2.

2:9 сборище сатанинское. Иудеи, принадлежавшие к синагоге в Смирне, отказались принять проповедь о пришествии Мессии. Хотя на словах они поклонялись Богу, их враждебность к христианам показала, что на самом деле они были во власти духовной тьмы (2Кор 4:4).

10 Будь верен. Город Смирна гордился своей верностью Риму.

венец жизни. Почитавшаяся в Смирне богиня Кибела изображалась на монетах с венцом в виде зубцов городской стены. По преданию, смирнские постройки на горе Пагос имели вид венца. В противоположность этому тленному венцу Иисус Христос обещает даровать верным истинный венец.

2:13 там, где престол сатаны. В Пергаме находился древнейший в Малой Азии храм, посвященный культу императора.

2:14 Валаама. Известно, что пророк Валаам (Чис 22:5) дал Валаку совет, приведший к событиям, описанным в книге Чисел (25:1−4).

2:15 учения Николаитов. См. ком. к 2:6.

2:17 вкушать сокровенную манну. Возможно, здесь содержится намек на манну, сохранявшуюся в Святом Святых храма (Исх 16:33−35; Евр 9:4). Христос обещает питать верующих неисчерпаемой небесной духовной пищей (Ин 6:32−58).

2:18 халколивану. Этим словом обозначается какой-то ценный сплав металлов. Город Фиатира был известен своими мастерами, работавшими с бронзой.

2:20 Иезавели. См. 3Цар 16:31; 3Цар 19:1−2; 3Цар 21:5−26; 4Цар 9:30−37. Очевидно, эта женщина названа Иезавелью, потому что, подобно ветхозаветной Иезавели, склоняла народ Божий к разврату и идолопоклонству — порокам, особенно распространенным среди язычников в Малой Азии. См. ком. к 14:8 и 17:1 — 19:10.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 десница — правая рука.
7 + ст. 11, 17, 29, церквам — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквям», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
10 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол»; см. выше.
18 халколиван — неизвестный металл, возможно медь или бронза.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.