Откровение 4 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт.
9 И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено.

Новой Женевской Библии

4:1−5:14 Сцена поклонения Богу как Царю неба и земли. Его престол окружен ангелами, служащими Ему (3Цар 22:19; Иов 1:6; Иов 2:1; Пс 88:7−8; Иез, гл. 1; Дан 7:9−10). Его владычество утверждается в творении (4:11), проявляется в развитии истории (6:1 — 22:5), завершается в Агнце Божием Иисусе Христе (5:1−14; 22:1).

Откровение — это книга, рассказывающая о Боге и о Его величии. Центром таинственных путей истории и духовной борьбы является Сам Бог. Вся вселенная предназначена быть исполненной славой (21:22−23) и благостью Божиими (22:1−5), хвалой Ему (5:13). Отсюда следует, что в этом видении в миниатюре открываются предначертания завершения истории мира (Мф 6:10).

Среди искушений и гонений наилучшей помощью для народа Божия служит откровение Бога и Его славы. Его могущество — гарантия конечной победы, Его справедливость — залог защиты праведного, Его благость и величие — гарантия блаженства и покоя. Кровь Агнца же свидетельствует, что искупление уже совершилось.

В Ветхом Завете скиния (Исх, гл. 25−40) и храм (3Цар, гл. 5−7; 2Пар, гл. 2−4) были образами небесных обителей и престола Божия (Исх 25:40; Евр 8:5−6; Евр 9:1−14). Скорее всего, Иоанн созерцал небесный первообраз, а не его земную копию.

4:1 взойди сюда. Чтобы получить особые откровения, Моисей взошел на гору Синай (Исх 19:3, 20), апостол Павел был восхищен на небо (2Кор 12:2).

покажу... чему надлежит быть после сего. См. ком. к 1:19.

4:2 был в духе. См. ком. к 1:10.

престол стоял на небе. Царственное владычество Бога — главная тема всего Откровения.

на престоле был Сидящий. Явление Бога, как сидящего на престоле, описано без особых подробностей. Это свидетельствует о том, что величие Божие превосходит всякую возможность постичь его. См. ком. к 1:12−20.

4:4 двадцать четыре старца. Духовные сущности, служащие Богу, которые здесь названы старцами за свою мудрость. Как особо приближенные к Божиему престолу, они должны отражать Божию мудрость, которая ассоциируется со старостью (Дан 7:9). Слово «старец» также указывает на аналогию с пресвитерами церкви, совершающими свое служение на земле; поэтому некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь старцы олицетворяют собой Церковь.

4:5 молнии и громы и гласы. Таким образом проявляется сила Божия, аналогично Его явлению Израилю на горе Синай (Исх 19:16−19).

семь светильников. См. Зах 4:2, 6; ком. к 1:2. Семеричный свет Святого Духа — это тот изначальный свет, подобием которого был светильник, имевший семь ветвей, описанный в книге Исход (25:31−40). Сходство с текстом 1:12 указывает на то, что семь церквей, как истинный храм Божий, должны излучать свет, отражающий присутствие в Церкви Самого Бога Святым Духом.

семь духов Божиих. Т.е. Святой Дух (см. ком. к 1:4).

4:6 море стеклянное. См. 15:2; Исх 24:10. Этот образ вызывает различные ассоциации. Параллельное место (15:2) напоминает о водах Чермного моря. Поражение фараона и разверзшиеся воды — прообраз конечной Божией победы над злом (Ис 51:9−11). Если так, то стеклянное море изображает воды, покорившиеся силе Божией. Возможно также, что это море — небесный прототип моря, находившегося в храме Соломоновом (3Цар 7:23−25). Самому стилю книги Откровение свойственно соединять в единое целое многие ветхозаветные образы.

четыре животных. Эти небесные служители Божии напоминают о животных или херувимах из гл. 1 и 10 Книги пророка Иезекииля и о серафимах в видениях пророка Исаии (гл. 6).

4:11 Ты сотворил. Славословия и образы, описанные в 4:1−11, сосредоточены на идее творения и тем самым утверждают Божие владычество над вселенной (ком. к 1:8).

Примечания:

 
Синодальный перевод
4 облечены — одеты.
8 грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
11 приять — устаревшее написание, современное — принять.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.