Библия » Сравнение переводов

1 Царств 3 глава

Первая книга Царств

Синодальный перевод

1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.
2 И было в то время, когда Илий лежал на своём месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, –
3 и светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!
5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лег.
6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7 Самуил ещё не знал тогда голоса Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне.
8 И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал и пришёл к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.
9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». И пошёл Самуил и лег на месте своём.
10 И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой.
11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
13 Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой, Самуил! Тот сказал: вот я!
17 И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и ещё больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.
18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал Илий: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.
20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.
21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне.

Новой Женевской Библии

3:1 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14,37; Пс. 73,9; Плач. 2,9; Ам. 8,11.12). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку.

видения. Вопреки присутствующему в слове "видения" значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто "слышание", т.е. контакт слуховой.

3:3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово "светильник" ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2 Цар. 21,17; 22,29; 3 Цар. 11,36; 15,4; Иов 18,5; Пс. 131,17; Притч. 13,9). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

в храме. Очевидно, в скинии.

ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый "ковчегом завета" или "ковчегом откровения", представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх. 25,10-22 как о первом из предметов, помещенных в скинии.

3:7 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые "не знали Господа" (2,12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще "не открывалось слово Господне".

3:8 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1,12-16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2,22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1,13.

3:12 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2,27-36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20).

3:13 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как "проклинают Бога", "богохульствуют". Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев. 24,15.16, наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть.

не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия.

3:14 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями (Лев. 4,1-12), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются "дерзкой рукой" (Чис. 15,30.31). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению – жертвам и приношениям (2,17.29).

3:18 Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит. Какими бы ни были прежние его проступки, в данном эпизоде Илий показывает себя с лучшей стороны, смиренно принимая отвержение Господом своего дома и исповедуя Его полное право по Своему усмотрению вершить человеческие судьбы. Эти его слова в дальнейшем будут служить своего рода мерилом для оценки других лиц книги, в частности Саула (1 Цар. 20,30.31) и Давида (2 Цар. 15,25.26).

3:19 Господь был ним. Этим объясняется успех одних героев повествования и неудачи других. Так, о том, что Бог был с Давидом, говорится неоднократно (напр., 16,18; 18,12.14.28). В связи же с Саулом этого не сказано нигде, за исключением того случая, когда Ионафан говорит Давиду, что некогда Бог все-таки был с его отцом (20,13).

не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. См. 9,6. Т.е. Самуил получил отныне полное право называться пророком (Втор. 18,21.22).

3:20 от Дана до Вирсавии... удостоен быть пророком Господним. В то время как деятельность Самуила в качестве судьи ограничивалась небольшим числом городов центральной части страны (7,15-17), слава о нем как о пророке распространилась по всему Израилю (см. 2 Цар. 3,10; 17,11; 24,2.25; 3 Цар. 4,25).

3:21 в Силоме. См. ком. к 1,3.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.