2 Паралипоменон 8 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

Синодальный перевод

1 По окончании двадцати лет, в которые Соломон строил дом Господень и свой дом,
2 Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых.
3 И пошёл Соломон на Емаф-Сува и взял его.
4 И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.
5 Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укреплённые, со стенами, воротами и запорами,
6 и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и всё, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего.
7 Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, —
8 детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, — сделал Соломон оброчными до сего дня.
9 Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его.
10 И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят.
11 А дочь Фараонову перевёл Соломон из города Давидова в дом, который построил для неё, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошёл в него ковчег Господень.
12 Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором,
13 чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.
14 И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.
15 И не отступали от повелений царя о священниках и левитах ни в чём, ни в отношении сокровищ.
16 Так устроено было всё дело Соломоново от дня основания дома Господня до совершенного окончания его — дома Господня.
17 Тогда пошёл Соломон в Ецион-Гавер и в Елаф, который на берегу моря, в земле Идумейской.
18 И прислал ему Хирам через слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону.

Толковая Библия Лопухина

Государственная деятельность Соломона

(Ср. 3Цар  9:10−27) 1−6. Устроение и постройка городов. 7−9. Государственные подати и повинности. 10−11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12−16. Организация богослужебного персонала. 17−18. Флот Соломона и плавание в Офир.

2Пар 8:2. Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых.

Тогда как по (3Цар  9:11) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, — в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» — (3Цар  9:10−12)). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы (Проф. Гуляев, Историч. кн. с. 509).

2Пар 8:3. И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его.

В этом стихе 2 Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: /Хамат-Цова,/ Vulg. Emath Suba, LXX Alex Αιμιὰθ Σωβά, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. (Чис  13:22; 3Цар  8:65); Onomast 52, 424, 425, 425. См. Толков. Библия II, 464), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова, Сува, Цоба (1Цар  14:47; 2Цар 8 и др.) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Ефратом (Onomast. 889. Толков. Библия II, с. 404 и 425). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м (4Цар  14:23, 25), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар  4:21, 24).

2Пар 8:4. И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.

2Пар 8:5. Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами,

2Пар 8:6. и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и все, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего.

Об упоминаемых здесь городах см. (3Цар  9:17−19) и Толков. Библия II, ст. 465−466.

2Пар 8:7. Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, —

2Пар 8:8. детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, — сделал Соломон оброчными до сего дня.

2Пар 8:9. Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его.

Сн. (3Цар  9:20−22).

2Пар 8:10. И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят.

Сн. (3Цар  9:23) и см. замеч. к (2Пар  2:1−2).

2Пар 8:11. А дочь Фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень.

Сн. (3Цар  9:24). Во 2 Паралипоменон факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Царств, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, Ветхоз. храм, с. 646−647.

2Пар 8:12. Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором,

2Пар 8:13. чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.

2Пар 8:14. И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.

2Пар 8:15. И не отступали от повелений царя о священниках и левитах ни в чем, ни в отношении сокровищ.

2Пар 8:16. Так устроено было все дело Соломоново от дня основания дома Господня до совершенного окончания его — дома Господня.

Краткое сообщение (3Цар  9:25) здесь значительно расширено и вместе восполнено новыми чертами: вместо общего указания 3 Царств о трех годичных жертвоприношениях Соломона здесь определенно называются 3 великих годовых праздника: Опресноков (Пасха), Седмиц (Пятидесятница) и Кущей и, кроме того, упоминаются еще субботы и новомесячия (ср. Лев  23; Чис  28−29), причем отмечается строгое соответствие здесь жертвенной практики закону Моисееву (ст. 13); с другой стороны выставляется такое же точно выполнение Соломоном богослужебного устава Давида относительно службы священников и левитов (ст. 14), (1Пар  24:1, 27:1).

2Пар 8:17. Тогда пошел Соломон в Ецион-Гавер и в Елаф, который на берегу моря, в земле Идумейской.

2Пар 8:18. И прислал ему Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону.

Сн. (3Цар  9:26−28). См. Толков. Библю II.

Примечания:

 
Синодальный перевод
14 череда — очередь, последовательная смена чего-либо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.