Иов 22 глава

Книга Иова
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

Синодальный перевод

1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2 разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдёт судиться с тобою?
5 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.
6 Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.
7 Утомлённому жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;
8 а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней.
9 Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.
10 За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя.
12 Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звёзды, как они высоко!
13 И ты говоришь: «что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?
14 Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу».
15 Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные,
16 которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?
17 Они говорили Богу: «отойди от нас!» — и что сделает им Вседержитель?
18 А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далёк от меня!
19 Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:
20 «Враг наш истреблён, а оставшееся после них пожрал огонь».
21 Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; через это придёт к тебе добро.
22 Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твоё.
23 Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
24 и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков — золото Офирское.
25 И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
26 ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лицо твоё.
27 Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
28 Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.
29 Когда кто уничижён будет, ты скажешь: «возвышение!» и Он спасёт поникшего лицом,
30 избавит и небезвинного, и он спасётся чистотою рук твоих.

Толковая Библия Лопухина

Речь Елифаза в третьем разговоре. 1−5. Правосудие Божие, как основание для заключения о греховности Иова. 6−20. Двоякого рода грехи Иова. 21−30. Совет сблизиться с Богом и последствия этого.

Иов 22:1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

Иов 22:2. разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.

Иов 22:3. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?

Иов 22:4. Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?

Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», — «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.

Иов 22:5. Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.

При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.

Иов 22:6. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.

Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх 22:26−27; Втор 24:10−13) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов 20:19−21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, — ничего не имеющих.

Иов 22:7. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;

Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. Ис 58:10).

Иов 22:8. а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней.

Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: «человек с рукою — ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней». «Человек руки», т. е. силы (Иов 40:9; Пс 76:16:82.9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.

Иов 22:9. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.

К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.

Иов 22:10. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,

Иов 22:11. или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя.

Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он «окружен петлями» — поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8−10), не видит возможности избавиться от них («тьма, в которой ты ничего не видишь», ср. Иов 17:12), близок к гибели: — «множество вод покрыло тебя» (ср. Пс 41:8:68.3).

Иов 22:12−14. Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, — отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, — промысла.

Иов 22:12. Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!

Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. Пс 13:2).

Иов 22:13. И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?

Иов 22:14. Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу.

Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками («облака — завеса Его»; ср. Плач 3:44: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва»), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. Пс 72:11:93.7; Ис 29:15; Иез 8:12).

Иов 22:15. Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные,

Иов 22:16. которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?

Иов 22:17. Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель?

Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (ἀρχαῖος κόσμος — 2Пет 2:5) допотопному человечеству («вода разлилась под основание их»), представители которого отвергали так же, как и он, Бога («отойди от нас»), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.

Иов 22:18. А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня!

Иов 22:19. Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:

Иов 22:20. враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь.

Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых («враг наш», ср. Пс 138:20−22; Рим 11:28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. Пс 57:11−12; Пс 63:10−11).

Иов 22:21. Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.

Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан «сблизиться» с Богом, — оставить чувство вражды против него (евр. «сакан» — быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях — Пс 138:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: «будешь спокоен», и он получит награду.

Иов 22:22. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.

Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины («прими из уст Его закон», ср. Притч 2:6) и всецело, до глубины души им проникнуться: «положи слова Его в сердце твое».

Иов 22:23. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего

Иов 22:24. и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков - золото Офирское.

Удел такого человека — блаженство (Пс 93:12−13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, — «удаления беззакония из шатра», не только будет возвращено утраченное счастье («устроишься»; евр. «бана» в смысле дарования прежнего счастья — Иер 24:6:33.7, сообщения большего — Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что «блестящий металл» (золото и серебро в неочищенном виде) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.

Иов 22:25. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,

Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет «блестящим серебром» — серебро очищенное от примесей.

Иов 22:26. ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.

В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. Пс 36:4; Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. Быт 4:6).

Иов 22:27. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.

Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.

Иов 22:29. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем,

Иов 22:30. избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.

Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2−3:12−14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они — не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: «ты скажешь: возвышение». Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: «он спасается чистотою рук твоих» (ст. 30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.