От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → В переводе Лутковского

 
 

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
 
И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,

Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
 
однажды ночью пришёл к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
 
В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,1 тот не сможет увидеть Царства Божьего.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
 
Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
 
Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.

Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
 
Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше».
 
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
 
Дух, как ветер,2 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
 
В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?

Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
 
Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
 
Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Моё не понимаешь.3

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
 
Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
 
Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.

И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
 
И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.4

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него.
 
Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;

Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
 
осуждение же заключается в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.

ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
 
Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,

а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
 
а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле Божьей совершаются.

После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
 
После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
 
А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,

ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу.
 
ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.

Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении.
 
Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,

И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
 
и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.

Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
 
В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.

Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».
 
Вы ведь сами слышали мои слова, что я — не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
 
Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха — это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,

Ему должно расти, а мне умаляться.
 
поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне — принизиться.

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
 
Он пришёл свыше — и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, — превосходит всех.

и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
 
Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.

Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
 
А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог — источник Истины,

ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.
 
и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,

Отец любит Сына и всё дал в руку Его.
 
ибо Отец любит Сына и всё отдал во власть Его.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
 
Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него — будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[3.1] «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».
[3.2] «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».
[3.3] «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.
[3.4] в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем...».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.