От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → В переводе Лутковского

 
 

После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим.
 
И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
 
В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
 
под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,

ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
 
ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
 
И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
 
Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
 
Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
 
Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний.
 
И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.

Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
 
Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи».
 
А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»?
 
Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?

Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
 
Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
 
Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.

Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
 
А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.

И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
 
И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
 
Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.

И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
 
Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
 
Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
 
Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.

Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
 
А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
 
Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,

дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.
 
Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
 
Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
 
ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
 
А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
 
не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,

и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
 
и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
 
Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.
 
Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,

Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
 
но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
 
Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.

Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
 
Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.

Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
 
Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
 
Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
 
И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,

и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
 
и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.

Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
 
Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4

Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
 
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).

Не принимаю славы от человеков,
 
Людская слава не нужна Мне,

но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
 
да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.

Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете.
 
Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
 
Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
 
Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
 
Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.

Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
 
Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.