От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → В переводе Лутковского

 
 

После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
 
После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.

Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.
 
А когда наступил иудейский праздник Кущей,

Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
 
братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.

Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
 
Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!

Ибо и братья Его не веровали в Него.
 
Но сами братья не веровали в Него.

На это Иисус сказал им: Моё время ещё не настало, а для вас всегда время.
 
На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы.
 
Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.

Вы пойдите на праздник сей; а Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось.
 
Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.

Сие сказав им, остался в Галилее.
 
Сказав это, Он остался в Галилее.

Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришёл на праздник не явно, а как бы тайно.
 
Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
 
Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?

И много толков было о Нём в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
 
А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.

Впрочем, никто не говорил о Нём явно, боясь Иудеев.
 
Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.

Но в половине уже праздника вошёл Иисус в храм и учил.
 
Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.

И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
 
Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?

Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня;
 
Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.

кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю.
 
Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.

Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём.
 
Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.

Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
 
Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?

Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
 
В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?

Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
 
В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.

Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
 
Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.

Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
 
Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?

Не судите по наружности, но судите судом праведным.
 
Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3

Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
 
Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?

Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он — подлинно Христос?
 
Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?

Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придёт, никто не будет знать, откуда Он.
 
Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.

Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
 
Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,

Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
 
тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.

И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что ещё не пришёл час Его.
 
Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.

Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
 
А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?

Услышали фарисеи такие толки о Нём в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его.
 
Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.

Иисус же сказал им: ещё недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;
 
Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.

будете искать Меня, и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти.
 
Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.

При сём Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдём Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?
 
При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?

Что значат сии слова, которые Он сказал: «будете искать Меня, и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти»?
 
Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
 
В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
 
Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.
 
А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
 
Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;

Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт?
 
другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?

Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
 
Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)

Итак, произошла о Нём распря в народе.
 
И возник о Нём спор среди собравшихся людей.

Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
 
Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.

Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
 
Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?

Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
 
Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.

Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
 
Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?

Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?
 
Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?

Но этот народ — невежда в законе, проклят он.
 
А народ этот проклят: он не знает закона.

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
 
Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:

судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
 
разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?

На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
 
В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4

И разошлись все по домам.
 

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.