От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошёл в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
9 И, отойдя оттуда, вошёл Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нём,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиёт, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы».
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
46 Когда же Он ещё говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Учебной Библии МакАртура

12:2 не должно делать в субботу В действительности закон не запрещает собирать в субботу зерно для пищи. Собирать в пригоршни зерно с соседского поля для удовлетворения голода было вполне разрешено (Втор 23:25). Что на самом деле было запрещено, так это работа в субботу ради прибыли. Таким образом, фермер не мог собирать урожай в субботу с целью получения прибыли, но мог собрать лишь немного зерна для употребления в пищу.

12:3 Он же сказал им Ответ Иисуса в ст. 3−8 указывает, что закон о субботе не воспрещает удовлетворения естественных потребностей (ст. 3, 4); служения Богу (ст. 5−6); дел милосердия (ст. 7−8). Он вновь подтвердил, что суббота была сделана для блага человека и для славы Божьей. Она никогда не предназначалась быть ярмом рабства для Божьего народа (Мк 2:27). См. пояснение к Лк 6:9.

12:4 хлебы предложения Священные хлебы предложения — 12 хлебов, пекущихся каждую субботу, которые должны были есть только священники (Лев 24:5−9). Бог не был оскорблен поступком Давида, совершенным для удовлетворения естественной нужды, когда его люди страдали от голода (1Цар 21:4−6). См. пояснения к Мк 2:26; Лк 6:30.

12:5 нарушают субботу, однако невиновны Т.е. священники должны были делать свою работу в субботу, доказывая тем самым, что некоторые аспекты субботних ограничений являются не незыблемыми духовными абсолютами, а только лишь указаниями, которые касаются церемониальных особенностей закона.

12:6 больше храма Это прямое заявление Христа о Своей Божьей сущности. Господь Иисус был воплощением Бога — Божьим жилищем в человеческом теле — намного превосходящим строение, которое Бог просто посещал.

12:7 милости хочу, а не жертвы Цитата из Ос 6:6. См. пояснение к 9:13.

12:8 Сын Человеческий есть господин и субботы Христос имел исключительную привилегию господствовать не только над человеком установленными субботними правилами, но и над субботой как таковой, которая была установлена для служения Богу. И опять это являлось красноречивым заявлением Христа о Своей Божьей природе — что и привело в ярость фарисеев (ст. 14).

12:10 можно ли исцелять в субботы? Иудейские обычаи запрещали применение медицины в субботу за исключением тех случаев, когда в опасности находилась чья-либо жизнь. Но ни один закон Ветхого Завета не запрещает применения медицины, исцеления или совершения каких-либо других дел милосердия в субботу. Всегда законно делать добро.

12:15 исцелил их всех См. пояснение к 9:35. На протяжении всей истории Ветхого Завета не было такого человека, который являл бы такую огромную исцеляющую силу. Физические исцеления были очень редким явлением в Ветхом Завете. Христос решил показать Свою природу Бога, исцеляя, воскрешая мертвых и освобождая людей от бесов. Это не только демонстрировало власть Мессии над физической и духовной сферами жизни, но в этом также проявлялось сострадание Бога к грешникам. См. пояснение к Ин 11:35.

12:16 и запретил им объявлять о Нем См. пояснение к 8:4. Здесь Христос озабочен потенциальным фанатизмом тех, которые могли попытаться сделать из Него героя-освободителя, образ которого создали раввины из пророчеств о Мессии (см. пояснение к ст. 18).

12:18 Се, отрок Мой Стихи 18−20 взяты из Ис 42:1−4, чтобы продемонстрировать (в противоположность типичным для первого века ожиданиям раввинов), что Мессия придет не с какими-либо политическими программами, военными кампаниями, а с кротостью и смирением, провозглашая праведность даже для язычников.

12:19 не воспрекословит, не возопиет Мессия не будет возбуждать революцию или силой прокладывать себе дорогу к власти.

12:20 трости надломленной… льна курящегося Тростник использовался пастухами для изготовления маленького музыкального инструмента. Изношенный или однажды надломленный, он был уже бесполезен. Коптящий фитиль также был бесполезен, так как не давал света. Эти символы обозначают людей, которых мир считает бесполезными. Труд Христа заключается в том, чтобы «восстановить» и «вновь зажечь» таких людей, а не «ломать» или «гасить» их. Это говорит о Его нежном сострадании к самым заблудшим. Он пришел не для того, чтобы поднять сильных на революцию, но чтобы проявить милосердие к самым немощным. Ср. 1Кор 1:26−29.

12:23 Сын Давидов См. пояснение к 1:1.

12:24 веельзевула См. пояснение к 10:25. После всех проявлений Иисусом Своей сущности Бога, фарисеи объявили о том, что Он был от сатаны. Это заявление было совершенно противоположно истине, и они это знали (см. пояснение к ст. 31; ср. 9:34; Мк 3:22; Лк 11:15).

12:28 достигло до вас Царствие Божие Именно так и было. Царь был среди них, являя Свое могущество. Он показал его, демонстрируя Свою способность связывать сатану и его бесов (ст. 29).

12:31 хула на Духа Грех, которому Он противостоял, состоял в умышленном отвержении фарисеями того, что они знали от Бога (ср. Ин 11:48; Деян 4:16). Они не могли отвергать того, что совершал Святой Дух через Него, поэтому они приписывали сатане действия, которые (и они это знали) были Божьими (ст. 24; Мк 3:22).

12:32 простится ему Кто-либо, никогда не видевший проявлений Божьей силы Христа и никогда не находившийся рядом с Ним, мог отвергать Его в своем неведении и быть прощен — через признание в неверии и через истинное покаяние. Даже такому фарисею, как Савл из Тарса, может быть прощено «слово на Сына Человеческого» или преследование Его последователей, так как его действие происходило от неведения (1Тим 1:13). Но те, кто знает, что Его слова истинны, и тем не менее отвергает Его, грешат против Духа Святого, поскольку именно Дух Святой свидетельствует о Христе и делает Его истину известной нам (Ин 15:26; Ин 16:14−15). Нет прощения тем фарисеям, которые своими глазами видели Его чудеса, знали истинность Его слов, но по-прежнему хулили Духа Святого, так как они уже отвергли все возможные откровения. См. пояснения к Евр 6:4−6; Евр 10:29.

12:36 всякое праздное слово Кажущееся самым незначительным грехом малейшее движение языка несет в себе скрытое адское зло (ср. Иак 3:6). За праздные слова, даже если в них отсутствует поругание святости Божьей, каждый человек даст Богу полный отчет. Нет более верного признака, по которому можно определить «худое дерево», чем «худой плод» речи (ст. 33, 35). Ядовитые змеи были известны своими ядовитыми устами, изобличающими злые сердца (ст. 34; Лк 6:45). О каждом человеке судят по его словам, потому что они показывают состояние его сердца.

12:38 хотелось бы нам видеть от Тебя знамение Они надеялись увидеть великое знамение (Лк 11:16). Но вместо этого Он приводит им «знамение» из Писания. См. пояснения к 16:1; 21:21.

12:39 род лукавый и прелюбодейный Здесь говорится о духовном блуде — неверности Богу (ср. Иер 5:7−8).

12:40 три дня и три ночи Цитата из Иона 2:1. Это выражение — широко распространенный прием, использовавшийся для того, чтобы подчеркнуть пророческое значение данного промежутка времени. Такое выражение, как «сорок дней и сорок ночей» (см. пояснение к 4:2), иногда может просто обозначать промежуток времени более месяца. «Три дня и три ночи» — так говорилось о трех днях, чтобы подчеркнуть значение этого промежутка времени, а по иудейскому исчислению это подходящий способ обозначения периода времени, включающего в себя части трех дней. Так, Христос был распят в пятницу, а Его Воскресение произошло в первый день недели, что по еврейскому исчислению определяется как три дня и три ночи. Для определения времени смерти Христа были разработаны различные сложные схемы, согласно которым Христос был распят в среду или четверг. Ошибка была допущена потому, что выражение «три дня и три ночи» воспринималось буквально. Знание подлинного значения данного выражения не потребовало бы такого неверного толкования. См. пояснение к Лк 13:32.

12:41 Ниневитяне… покаялись См. пояснения к Иона 3:5−10. Покаяние ниневитян под воздействием проповеди Ионы было одним из наиболее выдающихся духовных возрождений за всю историю. Некоторые предполагали, что покаяние ниневитян прекратилось из-за недостатка спасающей веры, так как следующее поколение снова обратилось к языческим богам (ср. Наум 3:7−8). Но из слов Иисуса становится ясно, что покаяние при Ионе являлось истинным обращением ко спасению. Только вечность откроет, сколько душ из того одного поколения в результате своего обращения попали в Царствие Небесное.

12:42 Царица южная См. 3Цар 10:1−13. Царица Савская пришла, чтобы увидеть славу Соломона (см. пояснение к 6:29) и со временем поняла, что это слава Соломонова Бога (3Цар 10:9).

12:45 и бывает для человека того последнее хуже первого Проблема состоит в том, что злой дух найдет дом «незанятым» (ст. 44). Здесь говорится о тех, кто предпринимает попытку духовной реформы, не имея Духа Святого внутри своего «дома». Изменение без возрождения не даст результата и в итоге приведет к прежнему состоянию.

12:46 братья Это единокровные братья Иисуса. Матфей умышленно упоминает их вместе с Марией, подчеркивая тем самым, что они не были Его кузенами или сыновьями Иосифа от предыдущего брака, как предполагали некоторые отцы церкви. Его братья упоминаются во всех Евангелиях (Мк 3:31; Лк 8:19−21; Ин 7:3−5). Матфей и Марк упоминают имена четырех братьев Иисуса и говорят, что у Него были также и сестры (13:55; Мк 6:3).

12:48−49 Он не отрекался от Своей земной семьи (Ин 19:26−27). Скорее Он подчеркивал превосходство и вечность духовного родства (ср. 10:37). Кроме того, Его собственная семья нуждалась в Нем как в Спасителе (ср. Ин 7:5).

12:50 будет исполнять волю Отца Моего Небесного В этом месте не говорится о спасении делами. Исполнение воли Божьей является основанием для спасения по благодати. См. пояснения к 7:21−27.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1, 3 взалкать — почувствовать сильный голод, сильно захотеть есть, проголодаться.
34 ехидна — ядовитая змея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.