От Матфея 2 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля».
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое через пророков, что Он Назореем наречётся.

Учебной Библии МакАртура

2:1 в Вифлееме Небольшая деревня на южных окраинах Иерусалима. Иудеи-книжники во времена Иисуса совершенно определенно ожидали, что Вифлеем станет местом рождения Мессии. (ср. Мих 5:2; Ин 7:42).
во дни царя Ирода Это относится к Ироду Великому, первому из нескольких важных правителей из Иродианской династии, которых называет Писание. Этот Ирод, основоположник династии, правил с 37 по 4 гг. до Р.Х. Считается, что он был идумей, потомок идумеян, отпрыск Исава. Ирод был очень жестоким и хитрым. Он любил богатство и помпезные строительные проекты, и большинство величественных руин, которые можно видеть в современном Израиле, относятся к периоду правления Ирода Великого. Его самым известным проектом был проект по перестройке храма в Иерусалиме (см. пояснение к 24:1). На осуществление одного только этого проекта ушло несколько десятилетий, и после смерти Ирода храм ещё долгое время оставался незавершенным (ср. Ин 2:20). См. пояснение к ст. 22.
волхвы с востока Не говорится о количестве волхвов. Принято считать, что их было трое, согласно количеству принесенных даров. Они не были царями, они были прорицателями, кудесниками, астрологами — вероятно, это были мудрые зороастрийцы из Персии, чьи знания иудейского Священного Писания могли восходить к древности времен пророка Даниила (ср. Дан 5:11).
и говорят Данное выражение передает факт длительного действия. Оно дает возможность предположить, что они ходили по городу, спрашивая каждого встречного.

2:2 звезду Это не могло быть сверхновой звездой или сближением планет, как полагают некоторые современные теории, что явствует из пути, по которому звезда перемещалась, и из того, что она останавливалась на месте (ср. ст. 9). Это скорее похоже на сверхъестественное явление, подобное столпу облачному и огненному, который вел израильтян во дни Моисея (Исх 13:21).

2:4 первосвященников Это были представители храмовой иерархии. Они были в большинстве своем из саддукеев (см. пояснение к 3:7).
книжников Это главным образом фарисеи, т.е. авторитетные толкователи иудейского Закона. Иногда их называли «законниками» (см. пояснение к Лк 10:25). Они были профессиональными богословами, чьей специальностью было объяснять применение закона. Они точно знали, где должен был родиться Мессия (ст. 5), но у них не хватило веры, чтобы сопроводить волхвов до того места, где Он был.

2:6 Это древнее предсказание из Мих 5:2 было записано в восьмом веке до Р.Х. Первоначальное предсказание, которое не цитируется полностью Матфеем, рисовало Божью сущность израильского Мессии: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Вождь, Который упасет народ Мой Израиля Эта часть цитаты, приводимой Матфеем, действительно представляется ссылкой на слова, сказанные Давиду Богом, когда первоначально образовалось Израильское царство (2Цар 5:2; 1Пар 11:2). Греческое слово «правитель» вызывает ассоциацию с каким-то сильным, даже непреклонным руководством. Словом «упасет» подчеркивается бережное обращение. Господство Христово включает в себя оба эти понятия (ср. Откр 12:5).

2:8 чтобы и мне пойти поклониться Ему На самом деле Ирод хотел убить Младенца (ст. 13−18), в Котором он видел потенциальную угрозу своему трону.

2:11 в дом К тому времени как прибыли волхвы, Мария и Иосиф были поселены в доме, а не в хлеву (ср. Лк 2:7).
Младенца с Мариею, Матерью Его Когда бы Матфей ни упоминал Марию в связи с Ее Ребенком, он всегда ставит Христа на первое место. (ср. ст. 13−14, 20−21).
золото, ладан и смирну Дары, достойные царя (ср. Ис 60:6). Сам факт, что язычники предлагали такое поклонение с дарами, нес в себе дополнительную пророческую значимость (Пс 71:10).

2:12−13 во сне См. пояснение к 1:20

2:15 смерти Ирода Последние научные исследования установили эту дату как 4 г. до Р.Х. Возможно, что пребывание в Египте было очень кратким, — вероятно, не более нескольких недель.
из Египта Это цитата из Ос 11:1 (см. пояснение там же), которая рассказывает, как во время исхода Бог выводил Израиль из Египта. Матфей полагает, что временное пребывание народа Израиля в Египте было пророчеством скорее иллюстративным, чем оформленным словесно, таким как в ст. 6; ср. 1:23. Это носит название «знамений», и все они всегда исполняются во Христе и четко описываются авторами Нового Завета. Ещё один пример знамения находим в Ин 3:14. См. пояснение к ст. 17.

2:16 избить всех младенцев Это деяние Ирода представляется ещё более отвратительным в свете его несомненного знания о Помазаннике Господнем, для умерщвления Которого он и замыслил сие.

2:17 сбылось См. пояснение к ст. 15. Снова это пророчество в форме знамения. Стих 18 цитирует Иер 31:15 (см. пояснение там же), который рассказывает о скорби Израиля во времена вавилонского плена (около 586 г. до Р.Х.). Этот скорбный плач предопределяет другой скорбный плач, связанный с резней, устроенной Иродом.

2:19 во сне См. пояснение к 1:20.

2:22 Архелай Владения Ирода Великого были поделены между его сыновьями на три части: Архелай правил в Иудее, Самарии и Идумее; Филипп II правил областями к северу от Галилеи (Лк 3:1) и Антипа был правителем Галилеи и Переи (Лк 3:1). История свидетельствует, что Архелай являлся таким жестоким и бесполезным, что после краткого правления был смещен Римом, заменившим его назначаемыми наместниками. Понтий Пилат был пятым наместником Иудеи. Ирод Антипа — это основной из всех упоминаемых в Евангелии Иродов. Он был тот, кто казнил Иоанна Крестителя (14:1−12) и допрашивал Христа в канун Его распятия. (Лк 23:7−12).

2:23 что Он Назореем наречется Назарет, непримечательный городок в 70 милях (112 км) севернее Иерусалима, имел репутацию весьма скромного места и нигде не упоминался в Ветхом Завете. Одни предполагают, что «Назорей» имеет отношение к древнееврейскому слову, обозначающему «ветвь», упоминаемую в Ис 11:1. Другие выделяют утверждение Матфея о том, что «пророки» сделали это предсказание, опираясь, вероятно, на устные пророчества, нигде не записанные в Ветхом Завете. И всё же наиболее достоверным объяснением является то, что Матфей употребляет «Назорей» как синоним для описания кого-то, кто презираем или отвратителен, поскольку часто именно так характеризовались люди из этого района. (ср. Ин 1:46). Если это так, то упоминаемые Матфеем пророчества будут содержаться в Пс 21:7−8; Ис 49:7; Ис 53:2−3.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.