От Матфея 21 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их.
4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
10 И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей?
11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
12 И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.
14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали
16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провёл там ночь.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет;
22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
23 И когда пришёл Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?»
26 а если сказать: «от человеков», — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моём».
29 Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошёл.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего».
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его».
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит.
45 И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Учебной Библии МакАртура

21:1 Виффагию Маленький городок недалеко от Вифании, на юго-западном склоне Елеонской горы. Этот город упоминается в Писании только в связи с триумфальным входом Христа (Мк 11:1; Лк 19:29).

21:3 если кто скажет вам что-нибудь В Евангелии от Марка записано, что именно это и случилось (Мк 11:5−6). Только что прибыв в Виффагию (ст. 1), Иисус не имел возможности приготовить этих животных для использования. Но, несмотря на это, Он точно знал местонахождение животных и характер их хозяев. Такое точное знание говорит о Его Божьем провидении.

21:5 молодом осле, сыне подъяремной Точное цитирование Зах 9:9 (ср. Ис 62:11). То, что это мессианское пророчество было в точности исполнено, иудеи не могли не понимать, ибо толпа приветствовала Его, провозглашая титулы и похвалы, которые могли относиться только к Мессии (см. пояснение к ст. 9).

21:7 ослицу и молодого осла Матфей — это единственный из авторов Евангелий, который упоминает ослицу. Но все они упоминают о молодом возрасте осла (Ин 12:14), или о том, что ни один человек до этого момента на него не садился (Мк 11:2; Лк 19:30). Возможно, ослица была взята, чтобы заставить слушаться молодого осла.
Он сел поверх их Т.е. на одежды. Христос ехал на молодом осле (Мк 11:7).

21:8 постилали свои одежды по дороге Это был древний способ выражения глубочайшего почтения, предназначавшийся только для царских особ (4Цар 9:13), поэтому тот факт, что иудеи «постилали свои одежды по дороге», говорит об осознании Его слов о том, что Он — Царь иудейский.

21:9 осанна Слово имеет то же значение, что и еврейское выражение, которое переведено, как «спаси же» в Пс 117:25.
благословен Точное цитирование ст. 26 того же псалма. Это в сочетании с мессианским титулом «Сын Давидов» ясно указывало на осознание толпой мессианства Христа (см. пояснение к 1:1). Вход Христа в Иерусалим произошел в воскресение, девятого Нисана, в 30 г. по Р.Х., ровно 483 года спустя после указа Артаксеркса, упоминаемого в Дан 9:24−26 (см. пояснения там же).

21:12 выгнал Уже во второй раз Христос очистил храм от торговцев. Ин 2:14−16 описывает сходное происшествие, имевшее место в начале служения Христа. Но эти два происшествия четко отличаются. При первом очищении служители храма сразу же «приступили» к Иисусу (см. пояснение к ст. 23; ср. Ин 2:18); ни в одном из повествований не упоминается о том, чтобы что-либо подобное произошло после второго очищения. Вместо этого все синоптические Евангелия говорят, что Иисус обратился ко всем присутствующим (ст. 13) и даже использовал это событие для наставления (Мк 11:17; Лк 19:46, 47).
продающих и покупающих Он обвинил и торговцев и покупателей в том, что они оскверняли храм. Среди продаваемого и покупаемого там были голуби и другие животные, предназначенные для жертвы (ср. Ин 2:14).
меновщиков Менялы, присутствовавшие там же, были необходимы, так как римские монеты и другие наличные деньги считались неприемлемыми для пожертвований в храме. Очевидно, деятельность менял и торговцев приобрела такой размах, что торговое место при храме приобрело дух вертепа разбойников (ст. 13). Такая торговля происходила во дворе язычников — огромном пространстве на храмовой горе площадью в несколько акров.

21:13 написано Иисус объединяет два ветхозаветных пророчества, Ис 56:7 («дом Мой назовется домом молитвы для всех народов») и Иер 7:11 («Не соделался ли на ваших глазах вертепом разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое?»).

21:15 детей Буквально, «мальчиков». Среди людей, пришедших в Иерусалим на Пасху, было большое количество двенадцатилетних мальчиков, которые пришли сюда, чтобы отпраздновать свою первую Пасху, как и Иисус, когда находился в таком же возрасте (см. пояснение к Лк 2:42).

21:16 да! разве вы никогда не читали Ответ Иисуса негодующим первосвященникам и книжникам был равносилен прямому заявлению о Его Божьей природе. Он процитировал слова Пс 8:3, который говорит о «хвале», воздаваемой Богу. Используя этот стих в защиту поклонения Богу, Он требовал поклонения Себе как Богу.

21:19 тотчас Это понятие относительно: конечно, дерево могло засохнуть сразу же, но Мк 11:14, 20 (см. пояснения там же) говорит, что факт гибели дерева стал явным лишь на следующий день. Иисус проклял смоковницу не в порыве разочарования; это было ниспосланное свыше целенаправленное предостережение. Смоковница часто употребляется в Писании как символ Израиля (Ос 9:10; Иоиль 1:7). Бесплодная смоковница часто символизирует Божий суд над Израилем по причине его духовного бесплодия (см. пояснение к 3:8), несмотря на обилие духовных преимуществ (Иер 8:13; Иоиль 1:12). Кроме того, поступок Иисуса иллюстрирует Божий суд над тленным Израилем за его позорную бесплодность, выразившуюся в отвержении Мессии. Одна из притчей Христа содержит подобное наставление (Лк 13:6−9).

21:21 если будете иметь веру и не усомнитесь Это выражение предполагает наличие Божьей воли для подобного действия (см. пояснение к 17:20), потому что только Богом данная вера настолько свободна от сомнений (ср. Мк 9:24).
будет Чуда именно такого масштаба фарисеи требовали от Иисуса, но Он всегда отказывал им (см. пояснение к 12:38). Здесь Христос в переносном смысле говорил о неограниченной силе Бога, которая проявляется в жизни тех, кто имеет истинную веру.

21:23 это Т.е. учение и чудеса. Также они могли иметь в виду совершенное Им днем ранее очищение храма (см. пояснение к ст. 12).
кто Тебе дал такую власть? Они были вынуждены признать, что Он имел источник неоспоримой власти. Его чудеса были слишком очевидными и слишком многочисленными, чтобы быть мошенничеством. Даже в Его учении была такая сила и чистота, что всем было ясно, что в Его словах была власть (см. пояснение к 7:29).

21:25 крещение Иоанново откуда было Иисус поймал иудейских лидеров в их же собственную ловушку. Они, несомненно, надеялись, что Он, отвечая, будет утверждать, что власть Ему дана непосредственно Богом (так Он поступал много раз ранее — ср. Ин 5:19−23; Ин 10:18). Тогда они обвинили бы Его в богохульстве и использовали бы это обвинение как предлог, чтобы убить Его, — так они уже пытались сделать (Ин 5:18; Ин 10:31−33). Однако здесь Он ставит их перед неразрешимым выбором, потому что люди глубоко чтили Иоанна и не могли вспомнить служение Иоанна без того, чтобы не признать себя виновными. Не признать законность миссии Иоанна фарисеи не могли, так как боялись народа (ст. 26). В результате Иисус показал, что они сами не обладали достаточной властью, чтобы испытывать Его. См. пояснение к Лк 20:5.

21:31 Который из двух исполнил волю отца? Иисус вынудил их свидетельствовать против себя самих. Суть этой притчи в том, что дела намного важнее слов (ср. 7:21−27; Иак 1:22). Они вынуждены были признать это, тем самым осуждая самих себя. Мысль о том, что покаявшиеся мытари и блудницы войдут в Царствие Небесное прежде внешне религиозных лицемеров была неоднократно повторяющейся темой на протяжении всего Его служения (см. пояснение к 5:20), и это приводило в ярость иудейских вождей.

21:32 путем праведности Т.е. покаяние и вера ведут к тому, что верующим вменяется Божья праведность (см. пояснение к Рим 3:21).
мытари и блудницы См. пояснения к 5:46; 9:9; Мк 2:15. Люди, наиболее презираемые первосвященниками и старейшинами, изгои иудейского общества, нашли спасение, в то время как самоправедные вожди не обрели его. Ср. Рим 10:3.

21:33 виноградник… точило См. Ис 5:2. Здесь Иисус ясно ссылается на это место Ветхого Завета, которое, несомненно, было хорошо знакомо иудейским вождям. Виноградник в Писании обычно символизирует иудейский народ. Здесь владелец виноградника — это Бог, Который взращивал виноградник с большой заботой, а затем отдал его виноградарям, олицетворяющим иудейских вождей.

21:34 своих слуг Т.е. ветхозаветных пророков.

21:35 иного прибили, иного убили, а иного побили камнями Матфей часто совмещает и упрощает подробности (см. пояснения к ст. 19; 8:28; 20:30). Из повествования Марка мы узнаем, что в истории, рассказанной Иисусом, трое разных слуг пришли по отдельности. Виноградари «прибили» первого слугу, второго побили камнями и «убили» третьего (Мк 12:2−5). Это описание соответствует отношению многих иудейских правителей к ветхозаветным пророкам (3Цар 22:24; 2Пар 24:20−21; 2Пар 36:15−16; Неем 9:26; Иер 2:30).

21:37 сына моего Этот персонаж олицетворяет Господа Иисуса Христа, Которого они убили (ст. 38−39) и, таким образом, навлекли на себя Божий суд (ст. 41).

21:41 виноградник отдаст другим виноградарям Иудейские вожди вновь провозгласили суд над самими собой (см. пояснение к ст. 31). Приговор, который они вынесли злым виноградарям, соответствует суду Христа над ними (ст. 43). Царствие и все духовные преимущества, данные Израилю, теперь будут переданы «другим виноградарям», которые символизируют Церковь (ст. 43), состоящую преимущественно из язычников (ср. Рим 11:11).

21:42 камень, который отвергли Здесь речь идет о жертве Христа на кресте; а восстановление отвергнутого камня символизирует Его Воскресение.
сделался главою угла На первый взгляд, эта цитата из Пс 117:22−23 никак не связана с предшествующей притчей. Но эти слова взяты из мессианского псалма. Иисус обратился к этому отрывку в подтверждение того, что Сын, Который был убит и выброшен из виноградника, также был краеугольным камнем в Божьем плане искупления.

21 :43 народу, приносящему плоды его Т.е. церкви. См. пояснение к ст. 41. Петр назвал Церковь «народ святый» (1Пет 2:9).

21:44 этот камень Христос является «камнем преткновения и скалою соблазна» для неверующих (Ис 8:14; 1Пет 2:9). Пророк Даниил изобразил Его как камень, который «отторгнут был от горы не руками» и падает на все царства мира, сокрушая их (Дан 2:44−45). Падает глиняный сосуд на камень или камень падает на глиняный сосуд — результат один и тот же. Это высказывание говорит о том, что и враждебность и безразличие являются неправильным ответом на призыв Христа и над виновными в этих грехах нависла опасность суда.

21:45 поняли, что Он о них говорит Воскрешая в их сознании такой общеизвестный мессианский образ (ст. 42−44), Христос однозначно говорил фарисеям о Своей сущности.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5 дщери — дочери, дщерь — дочь.
5 грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
18 взалкать — почувствовать сильный голод, сильно захотеть есть, проголодаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.