От Матфея 25 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему».
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
10 Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
21 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
22 Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
23 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
24 Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
26 Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Учебной Библии МакАртура

25:1−13 Притча о десяти девах дана для того, чтобы подчеркнуть то, насколько важно быть готовым к приходу Христа в любое время — даже если Он придет позже, чем ожидалось. Это обусловлено тем, что, когда Он придет, для неготовых второго шанса уже не будет (ст. 11−12).

25:1 десяти девам Т.е. подругам невесты. Свадьба начинается в доме невесты, потом приезжает жених и процессия следует за женихом, когда он забирает невесту в свой дом для завершения торжества. Если жених приезжал ночью, то «светильники», являвшиеся по сути факелами, были необходимы для освещения пути свадебной процессии.

25:14−30 Притча о талантах рисует нам трагедию растраченных впустую возможностей. Человек, отправившийся в путешествие, олицетворяет Христа, а слуги — верующих, на которых лежит разная степень ответственности. Верность — вот что от них требуется (см. пояснение к ст. 23), но притча предполагает, что все, кто верен, должны приносить какой-то плод. Человек, не принесший плода («негодный раб»), изобличен в лицемерии и полностью уничтожен (ст. 30).

25:15 талантов Талант являлся единицей веса, а не какой-то особенной монетой, и потому талант золота был более ценен, чем талант серебра. Талант серебра был значительной суммой денег. Современное значение слова «талант» — это врождённый дар, способность. Оно произошло от ошибочного мнения о том, что в этой притче говорится о ревности в использовании чьих-то природных дарований.

25:23 радость господина твоего Раб, имевший пять талантов, так же, как и раб, имевший два таланта, получили равновеликое вознаграждение, что указывает на то, что награда основана не на количестве, а на верности.

25:24 человек жестокий Слова раба очерняют господина и представляют его как жестокого и безжалостного деспота, который «жнет и собирает» то, на что не имеет права. Нерадивый раб не является образом истинного верующего, так как очевидно, что он не знал по-настоящему своего господина.

25:26 ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал Повторяя обвинение слуги, господин этим отнюдь не подтверждал его правдивость. Он осудил раба с помощью его собственных слов. Если раб полагал, что его господин действительно являлся таким, каким он его изобразил, то у него было тем больше оснований не быть нерадивым. Его обвинения в адрес хозяина (даже если бы они были справедливыми) не оправдывали его собственную лень.

25:29 всякому имеющему дастся и приумножится См. 13:12. Снискавшие Божью милость не только имеют жизнь вечную и Его покровительство, но и наследуют безмерные благословения (ср. Рим 8:32). Но те, кто пренебрегает «богатство благости, кротости и долготерпения Божия» (Рим 2:4), зарывая его в землю и стремясь вместо этого к ничтожным и временным благам мира сего, потеряют все то, что имеют (ср. 6:19; Ин 12:25).

25:30 тьму внешнюю… плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13.

25:31 сядет на престоле славы Своей Здесь говорится о земном царствии Христа (см. также в Отк.

20:4−6). Суд, описанный в ст. 32−46, отличается от великого суда у белого престола в Откр 20:11−15. Этот суд предваряет Тысячелетнее Царство Христа и будет производиться лишь над теми, кто будет жив во время Его Второго пришествия. Иногда об этом суде говорят как о суде народов, но Его приговор будет касаться отдельных личностей какой-то нации, а не народа в целом (ср. ст. 46).

25:32−33 овец Т.е. верующих (10:16; Пс 78:13; Иез 34). Им дано место «по правую… сторону» — место благодати.
козлов Это образ неверующих, которым предназначено место позора и отвержения.

25:34 уготованное вам Эти слова подчеркивают, что спасение является даром милости Божьей, а не чем-то другим, заслуженным делами, описанными в ст. 35, 36. «Прежде создания мира» они были избраны Богом, чтобы быть святыми (Еф 1:4), в чем предназначены соответствовать образу Христа (Рим 8:29). Потому дела, одобряемые в ст. 35−36, являются плодами спасения, а не основанием для него. Дела не являются основанием для входа в Царствие, а только свидетельством проявления Божьей милости в их жизни. Дела являются объективным доказательством для суда, как свидетельство спасающей веры (ср. Иак 2:14−26).

25:40 одному из сих братьев моих меньших Здесь говорится об остальных последователях. Некоторые отнесут эти слова к Израилю; другие — ко всем нуждающимся людям. Но здесь Христос хвалит именно тех, «которые по правую сторону Его» (ст. 34) за то, как они принимали Его посланников. См. пояснение к 18:5.

25:46 муку вечную… жизнь вечную Одно и то же греческое слово использовано в обоих случаях. Наказание грешников так же бесконечно, как блаженство праведных. Грешники и не уничтожены, но им и не дано второго шанса. В Писании наказание грешников в вечности описывается как «огонь вечный» (ст. 41); «огонь неугасимый» (3:12); «вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2); место, где «и червь их не умирает, и огонь их не угасает» (Мк 9:44−49); место «мук» и пламени (Лк 16:23, 24); место «вечной погибели» (2Фес 1:9); место мучений «в огне и сере», где «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр 14:10−11); и «озеро огненное и серное», где грешники «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр 20:10). Здесь Иисус показывает, что наказание само по себе вечно — не только дым и пламя. Грешники навечно являются предметом ярости и гнева Божьего. Они сознательно страдают от стыда, презрения и угрызений совести, а также пламенного гнева оскорбленной святости на протяжении вечности. Даже ад признает справедливость совершенного Божьего суда (Пс 75:11); те, кто находятся там, будут знать, что их наказание справедливо и им некого винить, кроме себя (ср. Втор 32:3−5).

Примечания:

 
Синодальный перевод
13, 31 приидет — придёт.
35 + ст. 37, 42, 44, алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
41 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.