От Луки 14 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5 При сём сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6 И не могли отвечать Ему на это.
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почётнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово».
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня».
19 Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня».
20 Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».
21 И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».
22 И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место».
23 Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?»
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Учебной Библии МакАртура

14:1 в субботу См. пояснение к 13:10. Христа, исцеляющего в субботу, Лука показывает чаще, чем любой другой евангелист. По-видимому, Христос понимал субботу как день для совершения дел милосердия.
наблюдали за Ним У фарисея были далеко не благородные побуждения для приглашения Его на трапезу.

14:2 водяною болезнью Иначе, «водянкой». Состояние, при котором в тканях и полостях тела удерживается жидкость, часто вызвалось болезнями почек или печени, включая рак.

14:3 законников Т.е. книжников. См. пояснение к 10:25.
позволительно ли Он неоднократно оправдывал исцеления в субботу, и Его доводы постоянно приводили в молчание противников (ср. 6:9, 10; 13:14−17). Здесь и в 6:9 Он заранее задал вопрос законникам о том, позволительно ли исцелять в субботу — и они все вместе не смогли привести никакого убедительного довода в подтверждение мнения, что исцеление было нарушением субботних законов (ср. ст. 6).

14:5 осел или вол Ср. 13:15; Мф 12:11−12. Даже обычное учение о гуманности (не говоря уже об экономической необходимости) говорило им, что правильно было в субботу проявить милосердие к животному. Не следовало ли руководствоваться теми же принципами, чтобы проявлять милосердие к страдающим людям?

14:7 первые места Т.е. лучшие места за столом. Ср. 11:43; Мф 23:6.

14:11 всякий, возвышающий сам себя, унижен будет Иисус оказывал предпочтение такому виду парадоксальной игры слов (ср. 9:24; 13:30; 17:33; 18:14; Мф 23:11−12). Это высказывание сделало понятной мысль в ст. 8−10. Суть всего этого урока созвучна с Притч 25:6, 7.

14:12 не зови друзей твоих, ни братьев твоих Понятно, что это не должно приниматься как полный запрет приглашать на обед друзей или родственников. В ст. 26 Христос употребил похожую гиперболу. В семитской речи распространен такой стиль и используется для выразительности. Здесь Его мысль заключается в том, что приглашение своих друзей и родственников нельзя расценивать как духовное деяние истинной благотворительности. Это также может быть упреком тем, кто склонен предназначать свое гостеприимство для «богатых соседей», которые, как они знают, будут чувствовать себя обязанными ответить тем же. Ср. Втор 14:28, 29.

14:14 воздастся тебе в воскресение Т.е. сокровищем на небесах (ср. 18:22).

14:15 кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Вероятно, этот человек придерживался общепринятого мнения, что только иудеи будут приглашены на небесный пир (см. пояснение к Мф 8:12). Возможно, это было праздным или лицемерным высказыванием, сделанным без особого серьезного размышления. Христос ответил притчей, которая изображает включение в число приглашенных и язычников.

14:16 большой ужин Эта притча, во многих отношениях подобная притче в Мф 22:2−14 и подчеркивающая ту же мысль, тем не менее от нее отличается. Она была сказана по другому поводу и отличается некоторыми основными деталями.
звал многих По-видимому, от приглашения никто не отказался и у того человека были все основания ожидать, что все приглашенные придут.

14:17 званым На свадьбу, которая могла длиться целую неделю, гостей приглашали заранее и давали общее представление о времени ее начала. Когда все многочисленные приготовления, наконец, заканчивались, заранее приглашенных гостей извещали, когда она начнется. Заранее приглашенные гости — это указание на израильский народ, которому через Ветхий Завет было сказано подготовиться к приходу Мессии.

14:18 извиняться Во всех этих извинениях чувствуется неискренность. Никто не покупает имение, предварительно не посмотрев на него. И поскольку покупка уже была совершена, то не было никакой срочности. После пира земля все еще будет там. Точно также (ст. 19), никто не покупает волов, сперва не испытав их. Недавно женившийся человек (ст. 20) освобождался от путешествия по служебным делам или от службы в армии (Втор 24:5), но не было никакой уважительной причины, чтобы новобрачные уклонялись от такого светского (уже принятого) приглашения.

14:21 нищих, увечных, хромых и слепых Т.е. людей, которых фарисеи склонны были рассматривать как нечистых или недостойных. Религиозные вожди осуждали Иисуса за то, что Он общался с блудницами и мытарями (ср. 5:29−30; 15:1; Мф 9:10−11; Мф 11:19; Мф 21:31−32; Мк 2:15−16).

14:22 и еще есть место У Бога есть место для спасения каждого грешника, и Его большое желание — чтобы они спаслись.

14:23 по дорогам и изгородям Здесь явно представлены языческие страны.
убеди прийти Т.е. не силой или принуждением, а ревностным убеждением.

14:24 никто из тех званых Т.е. тех, кто отказался. С презрением отвергнув приглашение, Израиль не мог войти на пир. Приговор Господа против них только утверждал их собственное решение. Большинство из них погибло от рук римлян в 70 г. по Р.Х. в результате исполнения Божьей кары. См. пояснения к Мф 22:7; Мф 23:36; Мф 24:2.

14:25 множество народа Целью Христа было не собирать благодарные толпы, а подготавливать истинных учеников (см. пояснение к 13:23). Он никогда не приспосабливал Свою проповедь к предпочтениям большинства, но всегда прямо провозглашал высочайшую цену ученичества. Здесь Он произнес несколько тяжело исполнимых требований, которые привели в уныние нерешительных.

14:26 не возненавидит Подобное утверждение в Мф 10:37 является ключом к пониманию этого трудного повеления. Требующаяся здесь «ненависть» — это, на самом деле, меньшая любовь. Иисус призывал Своих учеников взращивать такую преданность Ему, в сравнении с которой их привязанность к чему-то еще, включая их собственную жизнь, будет казаться ненавистью. См. 16:13 и Быт 29:30−31 для понимания подобного употребления слова «ненавидеть».

14:27 не несет креста Т.е. добровольно. Эти слова перекликаются с требованием возненавидеть свою собственную жизнь в ст. 26. См. пояснения к 9:23; Мф 10:38; ср. Мк 8:34.

14:28 вычислит издержек Толпы народа были решительно настроены, но не были преданны. Он отнюдь не облегчил им задачу, чтобы они ответили положительно, а наоборот, существенно возвысил цену ученичества (ст. 26−27, 33) и поощрил их серьезно подумать перед тем, как объявить о своей готовности следовать за Ним. Ср. 9:57−62.

14:33 не отрешится от всего Только готовые серьезно взвесить стоимость ученичества (ст. 28−32) и вложить все, что имеют, в Его Царствие, были достойны войти в число учеников. Здесь говорится о гораздо большем, чем о простом оставлении своего материального благосостояния; это — полный и безоговорочный отказ от себя. Ученикам не позволялось сохранять какие-либо привилегии и предъявлять какие-либо требования. Они не должны были сохранять никаких дорогих сердцу затаенных грехов; собирать хотя бы малых земных сокровищ и держаться скрытых потаканий своим желаниям. Их приверженность Ему должна была быть безоговорочной. См. пояснения к 9:23−26.

14:34 Соль — добрая вещь См. пояснения к Мф 5:13; Мк 9:50. В Своем служении Христос употреблял этот самый образ по крайней мере в трех разных случаях.

Примечания:

 
Синодальный перевод
25 обратившись — в смысле обернувшись, повернувшись.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.