От Луки 23 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату,
2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём.
3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл человека сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём, достойного смерти;
16 итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего, достойного смерти, не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»
30 тогда начнут говорить горам: «падите на нас!», и холмам: «покройте нас!»
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
35 И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52 пришёл к Пилату и просил тела Иисусова;
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Учебной Библии МакАртура

23:1 поднялось все множество их Т.е. весь Синедрион, около 70 человек. По крайней мере один член совета, Иосиф Аримафейский, не согласился с решением осудить Иисуса (ст. 50−52).
повели Его к Пилату См. пояснение к Мф 27:2.

23:2 запрещает давать подать кесарю Это было наглой ложью. Члены Синедриона принародно задали Иисусу вопрос о подати кесарю, надеясь скомпрометировать Его перед иудеями, но Иисус прямо подтвердил право кесаря требовать налоги (20:20−25).
называя Себя Христом Царем Это было косвенным выпадом, означающим, что Он поднимал мятеж против Рима, — еще одно ложное обвинение.

23:3 ты говоришь Ин 18:33−37 содержит более полный ответ Иисуса на этот вопрос.

23:4 никакой вины Несмотря на отчаянные попытки иудейских вождей обвинить Его, Пилат был убежден, что Иисус никаким мятежником не был, но из-за жестокости народа боялся оправдать Иисуса. Он успокоился, услышав, что Иисус был галилеянином, потому это давало повод отправить Его к Ироду (ст. 5−6).

23:7 из области Иродовой См. пояснение к 13:31.
послал Его к Ироду Ирод пришел в Иерусалим ради праздников, и Пилат ухватился за возможность освободить себя от политической дилеммы, послав Иисуса к своему противнику. См. пояснение к ст. 12.

23:8 желал видеть Его Интерес Ирода ко Христу поддерживался тем фактом, что Христос напоминал ему его последнего обличителя — Иоанна Крестителя (ср. 9:7−9). Когда-то Ирод явно грозился убить Иисуса (13:31−33), но теперь, когда Христос был в Иудее, а не в Галилее и Перее (где правил Ирод), интерес царя, по-видимому, был ничем иным, как сильным любопытством.

23:9 ничего не отвечал ему Существенно, что, отвечая на различных допросах, Иисус отказался говорить только с одним Иродом. Ср. Мф 7:6. Ирод бесцеремонно отверг истину, услышав ее от Иоанна Крестителя, поэтому Иисус посчитал бессмысленным отвечать ему. Ср. Ис 53:7; Пс 37:14−15; Пс 38:2−3, 10; 1Пет 2:23.

23:11 воинами Т.е. своим отрядом охраны.
уничижив Его Ирод превратил Христа и обвинения против Него в повод для смеха, чтобы доставить удовольствие Пилату (ст. 12).
в светлую одежду Вероятно, не в ту же, упомянутую в Мф 27:28, которая была плащом воина. Это было изящное царское одеяние, которое, вероятно, Ирод планировал выбросить.

23:12 друзьями На основе их общего несправедливого и трусливого обращения с Иисусом.

23:13 созвав Пилат намеревался объявить Христа невиновным (ст. 14) и хотел это решение обнародовать. Несомненно, он надеялся положить конец всему этому делу.

23:14−15 Пилат и Ирод согласились в этом мнении (ср. 1Тим 6:13).

23:16 наказав Его Ср. ст. 22. Хотя Пилат и не нашел Его вины и никакого преступления в Его действиях, он готов был отправить Его на бичевание, чтобы успокоить иудеев. Но даже такое наказание, как бы сурово оно ни было (см. пояснение к Мф 27:26), не могло умерить в них жажду Его крови.

23:17 нужно было Это был давнишний иудейский обычай (Ин 18:39), соблюдавшийся и римлянами.

23:18 Варавву См. пояснение к Мк 15:7.

23:21 распни Его! Распятие было самым мучительным и позорным видом казней, применявшихся римлянами. См. пояснение к Мф 27:31.

23:22 в третий раз Пилат неоднократно убеждался в невиновности Христа (ст. 4, 14−15). Так поступая, он осуждал не только иудеев, которые требовали смерти Иисуса, но и себя, потому что предал Спасителя на смерть без всякого повода для этого.

23:24 Пилат решил В его ответе виден недостаток принципиальности. Желая по политическим соображениям угодить иудеям и оградить себя от недовольства Рима, он в конечном итоге отказался от справедливой мысли отпустить Иисуса (ср. ст. 20). В Ин 18:39 — 19:16 более подробно повествуется о решении Пилата предать Иисуса на распятие.

23:26 Симона Киринеянина Все три синоптических Евангелия упоминают Симона. См. пояснения к Мф 27:32; Мк 15:21.

23:28 дщери Иерусалимские Нет никакого основания полагать, что эти женщины были ученицами Христа. Вероятно, они были профессиональными плакальщицами, обязательными для иудейских похорон (см. пояснение к Мф 9:23). Возможно, они присутствовали при смертных казнях известных личностей.
плачьте о себе Ответ Христа был пророческим предупреждением. Этот эпизод записан только у Луки.

23:29 блаженны неплодные Т.е. приходит время, когда не имеющие детей, чтобы оплакивать их, будут считаться счастливыми.

23:30 говорить Цитата из Ос 10:8. Ср. Откр 6:16−17; Откр 9:6.

23:31 с зеленеющим деревом... с сухим Вероятно, это было распространенной пословицей. По-видимому, Иисус здесь имел в виду следующее: если римляне совершат такие зверства над Иисусом («зеленеющим деревом», т.е. молодым, сильным и являющимся источником жизни), то что же они сделают с иудейским народом («сухим деревом», т.е. старым, бесплодным и созревшим к суду)?

23:32 двух злодеев См. пояснения к Мф 27:38; Мк 15:27.

23:33 Лобное Перевод слова «Голгофа». Латинский эквивалент этого слова — Кальвария. См. пояснения к Мф 27:33; Мк 15:22.
распяли См. пояснение к Мф 27:31.

23:34 прости им Т.е. Его мучителям, как иудеям, так и римлянам (ср. Деян 7:60). Некоторым плодом этой молитвы может быть спасение тысяч людей в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:41).
не знают, что делают Т.е. они не представляли всего объема своей греховности. Они не признали Его истинным Мессией (Деян 13:27, 28) и не видели света Божьей истины, «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор 2:8). Однако их невежество не означает, что они заслуживали прощения, скорее, их духовная слепота сама по себе служила доказательством их вины (Ин 3:19). Но молитва Христа как раз в то время, когда они издевались над Ним, является выражением безграничного сострадания и Божьей милости.
бросая жребий См. пояснения к Мф 27:35; Мк 15:24.

23:35 Насмехались Ср. Пс 21:7, 8, 17−19.

23:36 уксус Ср. Пс 68:22; см. пояснение к Мф 27:34.

23:38 надпись Все четыре евангелиста упомянули надпись, но их описания слегка отличаются. И Лука, и Иоанн (19:20) сообщили, что надпись была сделана на греческом, латинском и еврейском языках, поэтому отличия в Евангелиях могут просто отражать разные способы перевода надписи на самой табличке. Более вероятно, что все четыре евангелиста просто сжато передали содержание надписи, при этом каждый из них опускал разные ее части. Все четыре соглашаются с Марком, что надпись гласила ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (Мф 27:37; Мк 15:26; Ин 19:19). Лука перед этим добавил «СЕЙ ЕСТЬ», а Матфей начал с «СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС». Версия Иоанна начиналась с «ИИСУС НАЗОРЕЙ». Складывая их все месте, получим полную надпись «СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС НАЗОРЕЙ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».

23:39 Один из... злодеев Мф 27:44 и Мк 15:32 сообщают, что оба преступника вместе с толпой издевались над Христом. Однако по мере того как проходило время, совесть одного из разбойников пробудилась, и он покаялся. Когда нераскаявшийся злодей возобновил свое поношение (ст. 39), этот разбойник упрекнул его и отказался от участия в этом.

23:41 а Он ничего худого не сделал Ср. ст. 4, 15, 22. Даже разбойник подтвердил Его невиновность.

23:42 помяни меня, Господи Молитва кающегося злодея отразила его веру, что душа живет и после смерти, что Христос имеет право владычествовать в царстве человеческих душ и что вскоре Он вступит в это царство, несмотря на Его близкую смерть. Просьба разбойника, чтобы его вспомнили, была мольбой о помиловании, которая также показывает, что злодей понимал: ему не на что было надеяться, кроме как на милость Божью, которой Иисус имел власть распоряжаться. Во всем этом проявилась истинная вера разбойника, и Христос милостиво заверил этого человека в спасении (ст. 43).

23:43 в раю Во всем Новом Завете это слово использовано еще только в двух местах: 2Кор 12:4 и Откр 2:7. Слово означает сад (в Септуагинте оно употреблено как Едем), но все три новозаветных употребления слова указывают на небеса.

23:44 шестого часа... до часа девятого От полудня до трех часов дня. Лука использовал иудейский метод исчисления времени. См. пояснения к Мф 27:45; Мк 15:25. тьма См. пояснение к Мк 15:33. Она не могла быть вызвана затмением, поскольку иудеи пользовались лунным календарем и Пасха всегда выпадала на полнолуние. Таким образом, солнечное затмение исключается. Эта темнота была сверхъестественной.

23:45 завеса См. пояснение к Мф 27:51.

23:46 в руки Твои Цитата из Пс 30:6 и Его смерть соответствуют записанному в Ин 10:18. Обычно жертвы распятия умирали гораздо медленнее. Он же сознательно отдал Свою душу (Ин 10:18; 19:30), вверяя ее Богу. Таким образом, Он «принес Себя непорочного Богу» (Евр 9:14).

23:47 Сотник См. пояснение к Мф 27:54.
праведник Мф 27:54 и Мк 15:39 говорят, что сотник утверждал: «Человек сей был Сын Божий». Возможно, Лука передает равносильное выражение; или, вероятнее всего, сотник сказал и то, и другое.

23:48 бия себя в грудь Только Лука описывает это выражение угрызений совести и душевных мук (ср. 18:13).

23:49 женщины... из Галилеи В Мф 27:56 и Мк 15:40−41 (см. пояснения там же) говорится, что среди них были Мария Магдалина (см. пояснение к 8:2) ; Мария, мать Иакова (младшего) и Иосии; Саломия, мать Иакова и Иоанна, и многие другие. Те же самые женщины присутствовали при Его погребении (ст. 55; Мф 27:61; Мк 15:41) и при Его Воскресении (24:1; Мф 28:1; Мк 16:1), поэтому они были очевидицами всех ключевых событий Евангелия (ср. 1Кор 15:3−4).

23:50 Иосиф См. пояснения к Мф 27:57; Мк 15:43; Ин 19:38. Его упомянули все четыре евангелиста; Марк и Лука назвали его членом Синедриона; и только Лука отметил, что он не согласился с решением совета в отношении Иисуса (ст. 51).

23:51 ожидавший... Царствия Божия Т.е. он верил утверждениям Иисуса. Ин 19:38 говорит о нем как о тайном ученике.

23:53 в гробе, высеченном в скале Несомненно, у Иосифа, человека богатого, была гробница, построенная для его семьи. Она оставалась неиспользованной. Погребение там Христа явилось удивительным исполнением пророчества Ис 53:9.

23:54 пятница Иначе: «День тот был приготовлением». Т.е день накануне субботы (шаббата).

23:55 смотрели... как полагалось тело Его Согласно Ин 19:39, Никодим принес сто фунтов ароматов и алоэ (вероятно, приобретенных в то время, пока Иосиф договаривался с Пилатом относительно тела Иисуса), и они с Иосифом обернули тело льняной плащаницей и умастили ароматами. Женщины из Галилеи, вероятно, не знали Иосифа и Никодима, которые были жителями Иудеи. Кроме того, женщины знали, что оба этих человека общались с иудейскими вождями, организовавшими заговор против Иисуса (ст. 50; Ин 3:1), поэтому женщины были полны решимости сами подготовить тело Иисуса к погребению. Они пошли домой, чтобы приготовить свои собственные пряные ароматы и благоухания (ст. 56). Тело Иисуса необходимо было положить в гробницу до захода солнца, когда наступала суббота, поэтому приготовления не были закончены. В Мк 16:1 говорится, что они купили еще ароматов «по прошествии субботы», т.е. после захода солнца в субботу. Затем в воскресенье утром они вернулись с ароматами (24:1), надеясь завершить работу, прерванную субботой.

Примечания:

 
Синодальный перевод
28 обратившись — в смысле обернувшись, повернувшись.
28 дщери — дочери, дщерь — дочь.
53 плащаница — тонкое льняное полотно, простыня
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.