Деяния 16 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Дошёл он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
4 Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.
7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.
9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел.
15 Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа её, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлёк меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
35 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
36 Темничный страж объявил о сём Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак, выйдите теперь и идите с миром.
37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.
40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

Учебной Библии МакАртура

16:1 Дервии и Листры См. пояснение к 14:6.
некоторый ученик… Тимофей Достойнейший юноша, «истинный сын в вере». (1Тим 1:2; ср. 2Тим 1:2), который впоследствии стал правой рукой Павла (1Кор 4:17; 1Фес 3:2; Флп 2:19; см. во Введении к 1-му Посланию к Тимофею ). Он фактически заменил Иоанна Марка. С согласия старейшин местной церкви (1Тим 4:14; 2Тим 1:6) он присоединился к Павлу и Силе.
отец Еллин В греческом тексте есть контекстуальный намек, что его отца уже не было в живых. Как иудей и одновременно язычник Тимофей имел доступ к двум культурам, что представляло ценность для миссионерского служения.

16:3 обрезал его Это было сделано ради расположения к нему иудеев и возможности проповедовать в синагогах (см. пояснение к 6:9) вместе с Павлом и Силой. Если бы Тимофей не был обрезан, иудеи могли бы подумать, что он отказался от иудейства, чтобы жить как язычник.

16:4 определения Постановления Иерусалимского совета (см. пояснения к 15:23−29).

16:6 Духом Святым… в Асии Павлу не удалось исполнить свое намерение потрудиться в Малой Азии (современная Турция) и в таких городах, как Ефес, Смирна, Филадельфия, Лаодикия, Колоссы, Сардис, Пергам и Фиатир.

16:7−8 Мисии… Троаду Это северо-западная область Малой Азии.

16:7 Вифинию Отдельная римская провинция на северо-востоке от Мисии.
Дух не допустил их Поскольку Дух Святой не позволил им двигаться на север, им не оставалось ничего другого, как идти в Троаду, порт на Эгейском море.

16:9−10 Это было второе из шести видений, полученных Павлом (ср. 9:3−6; 18:9−10; 22:17−18; 23:11; 27:23−24).

16:10 мы Переход от местоимения третьего лица к местоимению первого означает, что теперь и Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею (см. во Введении: Автор и время написания).
Македонию Греческая провинция на противоположном берегу. Там находились города Филиппы и Фессалоника. Переход туда означал продвижение благой вести из Азии в Европу.

16:11 Самофракию Остров в Эгейском море на полпути между Малой Азией и континентальной Грецией. Они переночевали там, чтобы не плыть ночью.
Неаполь Это порт города Филиппы.

16:12 Филиппы См. во Введении к Посланию к Филиппийцам. Расположены на суше в 10 милях (16 км) от Неаполя. Название город получил от имени Филиппа II Македонского (отца Александра Великого). колония Филиппы стали римской колонией в 31 г. до Р. Х., но имели право на самоуправление, были освобождены от пошлин и налогов и владели землей.

16:13 к реке Очевидно, в этом городе не было 10 иудеев, владевших собственными домами, которые могли бы иметь синагогу. В таких случаях устраивались собрания под открытым небом, у реки или моря. Вероятнее всего, это место находилось при пересечении ведущей из города дороги и реки Гангит.
собравшимися там женщинами Еще одно указание на то, что в городе было мало иудеев мужчин. Женщины сами собирались для молитвы, чтения Ветхого Завета и обсуждения прочитанного.

16:14 из города Фиатир… Лидия Ее родной город находился в римской провинции Лидия, возможно, этим и объясняется ее имя.
торговавшая багряницею Тканями багряного или пурпурного цвета. Одежду из таких тканей носили только правители или очень богатые люди. Дело Лидии приносило ей значительный доход, что позволяло ей содержать большой дом и принимать миссионеров (ст. 15) и верующих Филиппийской церкви (ст. 40).
чтущая Бога Как и Корнилий, она верила в Бога Израиля, но не стала полной прозелиткой (ср. 10:2).
Господь отверз сердце ее Еще одно доказательство того, что спасение совершается по изволению Всевышнего (см. пояснение к 13:48).

16:15 дом См. пояснение к 11:14. Ср. ст. 31.

16:16 духом прорицательным Буквально «духом пифона». Это выражение исходит из греческой мифологии. Пифон — это змея, которая охраняла Дельфийского оракула. В действительности эта девушка имела контакт с демонами, которые, возможно, могли предсказывать будущее. См. пояснения к Втор 18:9−12.

16:17 Бога Всевышнего В Ветхом Завете этот титул Бога употребляется около 50 раз в значении Бога Израиля (см. Быт 14:18−22; Пс 77:35; Дан 5:18).

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе Демон вышел из девушки, повинуясь повелению Павла и его апостольской власти. Способность изгонять бесов была характерна для Апостолов Иисуса Христа (Мк 3:15; 2Кор 12:12).

16:20 Иудеями, возмущают наш город Уже тогда существовал антисемитизм. Император Клавдий примерно в то же время издал декрет, повелевавший изгнать иудеев из Рима (18:2). Возможно, этим объясняется то, что схвачены были только Павел и Сила, поскольку Лука был язычником, а Тимофей полуязычником.

16:21 проповедуют обычаи… нам Римлянам… ни принимать В принципе, римляне не должны были связываться с какими-либо иностранными религиями, которые не были санкционированы государством. Но обвинение в том, что благовестники возмущают город, было насквозь лживым.

16:22 воеводы В каждой римской колонии было два таких человека, которые выполняли судебные функции. В данном случае они не следовали Римскому Праву, потому что они не исследовали обвинения, не провели надлежащего слушания и не дали Павлу и Силе слова для защиты.
бить Это наказание было незаконным, поскольку они не были признаны виновными. Служители (ст. 35), подчинявшиеся воеводам, наносили удары палками. Павел перенес такое наказание еще дважды (2Кор 11:25).

16:24 во внутреннюю темницу… в колоду Самая надежная часть тюрьмы. Темничный страж для большей надежности «ноги их забил в колоду». Эта особая мера была рассчитана для причинения боли: ноги узника разводились как можно шире.

16:27 двери темницы отворены… хотел умертвить себя Чтобы избежать позорной и мучительной казни. Римский воин, по недосмотру которого убегал узник, расплачивался своей жизнью (12:19; 27:42).

16:31 веруй в Господа Иисуса Христа Нужно верить в то, что Он говорил о Себе (Ин 20:31), и верить в то, что Он делал (1Кор 15:3−4; см. пояснение к Рим 1:16).
ты и весь дом твой Все его родственники, слуги и гости, которые могли принять Евангелие и поверить (см. пояснение к 11:14). Это не касается несовершеннолетних детей. Ср. ст. 15.

16:37 римских граждан Нанесение побоев римским гражданам было серьезным преступлением, тем более, что над Павлом и Силой не было суда. Над воеводами возникла угроза лишиться своих постов и привилегий (см. пояснение к ст. 12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.